line8.gif (1367 bytes)

"Звучащая сфера" / Виктор Соболенко / Радио Россия" (16.02.2014)
"Кафка с нами всегда" /Константин Селиверстов / Виктор Соболенко / Радио Россия" (18.11.2013)
Виктор Соболенко, композитор, виолончелист в гостях у Дмитрия Стефановича в программе "Беседы о музыке". 1 декабря 2012" (1.12.2012)
"Место музыки в современной культуре (В.Соболенко в авторской программе В.Высоцкого "Вторая природа" на телеканале ВОТ!)" (7.10.2011)
"Аудиоперформансы петербургского композитора и виолончелиста В.Соболенко продолжаются.(Санкт-Петербургские ведомости)" (9.09.2011)
"Адриатический цикл. Станко Абаджич.(PiterStory)" (24.08.2011)
"Вологда в ритме танго. МинКульт России." (5.04.11)
"Вологда в ритме танго. cultinfo.ru" (5.04.11)
"Музыка и текст. (портал: Музеи России.)" (22.11.10)
"PODfm. Виктор Соболенко в программе Севы Гаккеля "Признаки времени" (2.10.10)
"Воздушное трио. Санкт-Петербургские ведомости." (24.09.10)
"Их не отпускают. Санкт-Петербургские ведомости." (6.08.2010)
"Стиль Соболенко. Санкт-Петербургские ведомости." (12.03.2010)
"Виктор Соболенко: "Сейчас наступило время замесов. ROCKMUSIC_RU" (21.02.2006)
"Танцуют все - рецензия на кинокартину Игоря Михайлова" (2005-ый год)
"Виктор Соболенко. Звукотворение. ROCKMUSIC_RU" (30.05.2005)
"Танцы на Лиговке" (март - 2005)
"В кругу друзей. ROCKMUSIC_RU" (25.03.2005)
"Французские фотовпечатления" (6.12.2004))
"Что же такое музыка?" (30.11.2004)
"Игры со звуком. ROCKMUSIC_RU " (22.11.2004)
"Радиопрограмма ССИ "АЗиЯ-плюс": СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 19 (радиостанция "Открытый город", СПб, АМ 684). В гостях у автора и ведущего передачи Бенедикта Бурых петербургский музыкант, композитор Виктор Соболенко." (31.10.2004)
"СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 4 БЕНЕДИКТ БУРЫХ И «ДУЭТ 21» (И. Ткаченко и В. Соболенко) " (18.07.2004)
"Фотоальбом "Северное Танго".Автор Андрей Рогозин.
"Истинное танго прожигает насквозь. Автор: Виктор Стенин" (16.07.2003)
"ROCKMUSIC_RU Северное Танго в О.Г.И." (16.06.2003)
"Северное танго." (06.04.2003) /АНОНС/
"Такое тёплое, Северное Танго. Автор: Виктор Стенин" (15.03.2003)
"ROCKMUSIC_RU Другая музыка." (20.11.2002)
"Выступление недели. Виктор Соболенко и Сергей Гасанов." (1-10.11.2002)
"Мир звуковых архетипов." (1-10.11.2002)
"Звуковой дизайн Виктора Соболенко." (6.11.2002)
" Виктор Соболенко & Эвелина Петрова. "Северное танго." (25.10.2002)
" Виктор Соболенко. Фонотека настроений." (13.09.2002)
"Открытая музыка. Виктор Соболенко. Русская служба BBC" (5.09.2002)
"Мир звуковых архетипов. Виктор Соболенко и Сергей Гасанов" (8.08. 2002)
"От танго к фуге и обратно." (17.06. 2002)
"Танго Виктора Соболенко." (май, 2002)
"В.Соболенко и Р.Фанин. Невидимый город." (29.03.02 2002)
"Фонотека настроений." (22.02.02 2002)
"Виктор Соболенко:человек - виолончель, или "Я резонирую..."." (январь, 2002)
"Танго вдвоём. Газета Коммерсант" (18.12. 2001)
"Знойное танго декабря." (13.12. 2001)
"Дуэт 21-го века. Вокруг танго" (28.09. 2001)
"В.Соболенко и Э.Петрова на Piter TV.ru(Новейшее танго)." (29.08. 2001)
"TRIO DE JAZZAIRO" (10.08.2001)
"Люди, которые играют танго"  (10.08.2001)
"Барочные струны Петербурга. Концерт в Капелле Санкт-Петербурга"  (16.06.2001)
"Виктор Соболенко - человек и пароход."  (6.04.2001)
"Барочные струны Петербурга."  (28.03.2001)
"Искусство России.Виктор Соболенко"  (2000)
"Дуэт XXI-ого века"14-20 сентября 1998
"Музыка грядущего столетия" (9.09.1997)
"Дуэт XXI века" придает танго новые краски" (15.09.1997)



 

"В кругу друзей"
В кругу друзей - это второй мой фортепианный альбом. Надо сказать, что я не могу себя назвать мультиинструменталистом; считаю это ругательным словом, потому что теперь любой человек, который может сыграть три аккорда на гитаре, нажать на клавишах еще две ноты, и дунуть в какую-нибудь дудку – уже называет себя мультиинструменталистом. Нет, изначально я виолончелист с классическим образованием. Фортепиано было у меня общим курсом – как и принято в консерваториях, но клавишные инструменты меня привлекали с самого детства, и, наверное, еще и потому, что надоедала виолончель, ноты стояли на фортепианном пюпитре, я виолончель откладывал и дальше. Конечно, вовсю музицировал на фортепиано, тем более, что этот инструмент мне чрезвычайно близок, на нем можно сразу импровизировать те идеи, которые приходят тебе. И поэтому сейчас я думаю, что фортепиано я владею достаточно серьезно, вероятно, также свободно, как и виолончелью, не мне судить, но, по крайней мере, я легко переключаюсь с одного на другой инструмент. Этот альбом второй фортепианный появился по одной простой причине. Мне хотелось своим друзьям, которых немало – к сожалению, треков в фортепианном альбоме всего 22, друзей у меня значительно больше, - и хотелось посвятить хотя бы немногим, близким моим друзьям немного музыки.

"В гостях у автора и ведущего передачи Бенедикта Бурых петербургский музыкант, композитор Виктор Соболенко. "АЗиЯ-Плюс" " 31.10.2004

 

"Звукотворение"
Виктор Соболенко выпустил очередной сольный альбом, который называется «Звукотворение». Музыкант и композитор Виктор Соболенко играет в этом альбоме на синтезаторе, виолончели, виоле-да-гамба и на фортепиано. В аннотации к альбому Виктор пишет: «Сегодня музыка воспринимается как развлечение. Так позиционирует ее шоу-бизнес. Поэтому серьезная музыка никогда не будет широко популярна, но всегда будет питать поп-музыку идеями подобно тому, как фундаментальные науки питают конструкторов и инженеров». И там же, далее: «Вся музыка на этом альбоме придумана, сыграна и записана одним человеком. Она мозаична, потому что автору интересны различные музыкальные стилистики, и он упоен идеей создавать звуковые пространства, не думая о бюджете. Звукотворение - наиболее точная характеристика той музыки, которую вы услышите на этом альбоме. Звукотворение - род поэтичного музыкального творчества, в котором есть и вдохновение, и страстность, и точный профессиональный расчет - все аспекты творчества».

"Бенедикт Бурых. "АЗиЯ-Плюс" " 29.05.2005

 

"Воздушное трио. "
Trio de JazzAiro этой осенью дает серию концертов. Trio de JazzAiro — зто три разных инструмента, три разных характера. В прошлом веке композитор и виолончелист Виктор Соболенко придумал проект в стиле воздушного джаза (Air Jazz) и написал более двух десятков композиций. Музыка создавалась специально для трех инструменталистов — собственной виолончели, вибрафона Алексея Чижика и контрабаса Александра Бесчастного. Большинство из написанных композиций вошло е альбом Trio de JazzAiro, который появился а 2001 году. Проект задумывался как студийный, поэтому концертами коллектив баловал публику нечасто. Однако этой осенью все меняется: Trio de JazzAiro собирается вновь, чтобы в легкой и непринужденной форме воздушного джаза рассказать, кроме уже полюбившихся, свои совершенно новые музыкальные истории. Ближайшие концерты: 29 сентября в 20.30 — «Джазовая среда» в «Китайском летчике Джао Да» (ул. Пестеля, 7); 1 октября в 19.30 — в арт-клубе «Книги и кофе», 13 октября — в JFC джаз-клубе; 20 октября в 20.30 — в «Китайском летчике Джао Да.

"Санкт - Петербургские ведомости. Ольга Шервуд." 24.09.10

 

"Танцы на Лиговке. "
В Петербурге завершено производство картины «Танцуют все!» — режиссерского дебюта известного кинохудожника Павла Пархоменко («Красный стрептоцид», «Не делайте бисквиты в плохом настроении»). По словам Андрея Зерцалова, одного из продюсеров этого совместного проекта студии «Бармалей» и киностудии «Ленфильм», «с точки зрения изобразительного ряда это будет новое слово в российском кино». «Танцуют все»— музыкальная ретро-драма, рассказывающая о жизни шпаны 50-х годов прошлого века и посвященная Лиговке , знаменитому криминальному району Питера. Саундтрек фильма написал известный музыкант и композитор Виктор Соболенко, специалист по старинной музыке и джазу. Главные роли в картине исполнили неизвестные актеры, но в небольших ролях снялись Эра Зиганшина («Не делайте бисквиты в плохом настроении»), Михаил Вассербаум («Олигарх»), Гали Абайдулов («Бедная Настя», т/с). Премьера фильма состоится весной этого года.

"Ассоциация кинопрессы. " март - 2005

 

"Что же такое музыка?."
Что же такое музыка? Вот уже в который раз, дожив до 42-ух и, пожалуй, зная предмет вопроса достаточно для того, чтобы преподавать его народившемуся поколению, я в очередной раз берусь за музыкальный инструмент, а не за лист бумаги, или открываю мою любимую музыкальную компьютерную программу cubase, а не Word, чтобы поразмышлять о музыке не при помощи букв русского алфавита. Что же влечёт меня в это пространство? Что заставляет вновь и вновь прикасаться к струнам виолончели, виолы да гамба, фортепиано, синтезатору или к компьютерной "клаве", чтобы набрать или отредактировать нотный текст? Честно говоря, для меня это очень важный вопрос. Казалось, это уже давно можно было оправдать привычкой или естественной человеческой ленью и страхом познать и научиться чему-нибудь новому, но всё же я опять и опять перебираю в голове разные ритмы и звуковые последовательности чувствуя, что вся эта внутренняя какофония при определённых, не всегда зависящих от меня обстоятельствах, иногда может превратиться в музыку, в ту самую музу, которой служили, служат и будут служить люди, выбирающие, подобно математикам свой совершенный мир, где господствует чудо условности. Недаром музыка в средневековье преподавалась в университетах наравне с математикой, астрологией и не была ровнёй искусствам. Подобно математикам музыканты строят свой мир основываясь на символах выдуманных ими. Ведь в природе нет мелодий, звукорядов, гармонических и ритмических музыкальных последовательностей, которые прежде всего подчиняются числу, и в отличии от физики, изучающей природные закономерности, музыка всецело является плодом человеческой выдумки, но выдумки иногда примечаемой богом. Наверное, и григорианский хорал у католиков, и знаменный распев у православных породили всё то великое множество музыкальной архитектуры, которой мы сейчас владеем, в отличие от восточной музыки, которая до сих пор остаётся одноголосной. Но чудо коммуникации, которою даёт нам музыка в независимости от религии и языка, именно сейчас, в 21-ом веке позволяет нам ощутить сакральную и архетипическую природу человека. Благо современные технологии позволяют быть в контексте событий, где бы они не происходили. Недаром именно сейчас самым интересным и динамичным явлением стала "world music", музыка основанная на этнических корнях, впитывающая в себя завоевания классической музыки, ритмику джаза и драйв рока. Современный композитор, чрезвычайно счастливый профессионал. Он теперь в одиночку, подобно художнику или литератору, может создать и представить на суд слушателей свои произведения. В отличие от композиторов прошлого, которые писали нотные партитуры - напутствие музыкантам-исполнителям. Но главное отличие современных музыкальных компьютерных технологий в том, что они позволяют слушателю интерактивно участвовать в процессе познания музыки. Наконец-то зритель может участвовать в диалоге, предложенном автором! Мой друг и партнёр Игорь Ткаченко так сказал о будущем музыки:- "Я твёрдо верю в то, что будущее музыки в интерактивности. История показывает, что за возникновением новых технологий, следовало появление новых жанров искусства: фонограф, кино, радио, телевидение... То же происходит и с компьютерной технологией". Теперь несколько слов, почему я не хочу преподавать. Музыкальное образование, хотя и очень разработано в России, но в отличие от других образований - 3-х ступенчатое, что, безусловно, большой прогресс, но, по сути, оно остаётся с 19-ого века ретроградным. Детей обучают игре на разных музыкальных инструментах и традиционной теории и музыкальной композиции, совершенно не задумываясь над тем, что лет через 20 , после завершения ими 3-х циклов образования, многие музыкальные инструменты, а вместе с ними и профессии канут в лету, подобно, скажем, тому инструменту, на котором я люблю порой музицировать - виоле де гамба. Что и говорить, современные цифровые технологии позволяют за очень маленькие деньги приобретать носители, скажем mp3 и наслаждаться 14-ю часами музыки, записанными на одном диске ёмкостью 650 mb, или в том же формате, но на диске dvd уже 60-юдесятью часами. О чём это говорит? Доступность любой музыки и её количество очевидно. Вопрос? А может ли всё это переварить пользователь? Мы пошли дальше с моим другом Игорем Ткаченко и нашими партнёрами. Мы создали музыкальные интерактивные компьютерные игры, которые адресованы прежде всего детям, хотя уверены, что их родителям они тоже будут интересны. На самом деле уже интересны и это подтверждает шквал писем пользователей и множество самых престижных премий полученных играми за последние два года. Что же такое музыка? Авторский набор звуков, подчинённой определённой абстрактной логике или то, что вызывает живые эмоции - слёзы, смех, грусть, или вегетативные реакции, например, гусиную кожу...?

"Виктор Соболенко ." 29.11.04

Музыкальные Игры - Musik Games International

Музыкальная Игра - Щелкунчик

Музыкальная Игра - Волшебная флейта

Музыкальная Игра - Алиса и Времена года


Здесь можно скачать русские версии игр в ознакомительных целях:

Музыкальная Игра - shelkunchik.zip 211.68 Мб

Музыкальная Игра - volshebnaja_fleyta.zip 159.93 Мб

Музыкальная Игра - alisa_i_vremena_goda.zip 240.39 Мб


 

"Звуковой дизайн Виктора Соболенко. "
Виктор Соболенко - виолончелист, пианист, композитор, он известен как исполнитель академической, современной, аутентичной, экспериментальной музыки, джаза, арт-рока и т.д. По-настоящему универсальный музыкант! В 1990 году Виктор был одним из основателей ансамбля "Musica Petropolitana". Несколько лет назад он сказал: "Невозможность существования в четкой ритуальной среде, где функционируют все музыкальные институты, толкнуло меня на создание собственной музыкальной атмосферы, которую я назвал субъективной аудиоэкологией. Она связывает меня с природой и с другими людьми, и становится объективной, когда я нахожу единомышленников. Все мои музыкальные эксперименты с виолончелью, виолой да гамба, фортепиано, синтезатором и т.д.- это своеобразный звуковой дизайн, создающий аудиоэкологичное пространство, где сосуществуют разные звуковые традиции". В 93 году вместе с американским пианистом Игорем Ткаченко Виктор создает "Дуэт 21 века". Этот чудесный дуэт выпустил немало великолепных компакт-дисков, с успехом выступал в США, в Германии и в других европейских странах. Любопытно, что Виктор и Игорь познакомились в Питере, а в феврале 94-го вновь встретились, но уже не в нашем городе, а в Бостоне; кстати, свой первый гастрольный тур ДУЭТ провел в США, причем вместе с Алисой Фрейндлих, однако, актриса выступала в первом отделении, а потом, после антракта, на сцену выходили музыканты. Впрочем, активная творческая деятельность Соболенко не ограничивается "Дуэтом 21 Века", он сотрудничает и с мультиинструменталистом Сергеем Гасановым, и с лютнистом - барочником Антоном Бируля, и с множеством других замечательных исполнителей. Виктор, ты известный композитор и музыкант, но еще ты называешь себя аудиоэкологом. Что это значит? СОБОЛЕНКО: Дело в том, что длительное время я размышлял о ситуации в современной жизни и при этом я также стал думать о том, какое место занимает музыка, и какое же место занимает весь остальной шум, который производят люди, причем этот шум, так скажем, не всегда музыкальный... Да нередко и музыка тоже является шумом. И та музыка, которая звучит громче, она, как правило, и продвигает себя. И если мы подумаем о том, как музыка с доисторических времен развивалась, то мы поймем, что она, к сожалению, развивалась по принципу повышения ее громкости. А громкая музыка - она не экологичная, ведь еще в древнем Китае говорили: "Там, где появляется громкая музыка - ждите конца". И все-таки, что ты имеешь в виду, когда говоришь - причем довольно часто - о звуковом дизайне? СОБОЛЕНКО: Когда я говорю о звуковом дизайне, я не имею в виду звуковой web-дизайн, ведь саунд-дизайнер - это человек, который моделирует звуки в новых компьютерных программах. Я же говорю о том, что музыка в наше время является оформлением, и она снова стала тем, чем она была до начала активной концертной деятельности, еще до Ференца Листа - то есть, она была ритуальной, она обслуживала церковь и разные светские мероприятия, и вот теперь она на другом витке снова стала такой же. И вот моя задача, как оформителя, как дизайнера, приспособить свои музыкальные идеи к новому современному пространству. У тебя очень много интереснейших музыкальных проектов, но едва ли не самый оригинальный - это ДУЭТ 21 века. Как ты познакомился с пианистом Игорем Ткаченко, который живет в Бостоне? СОБОЛЕНКО: В следующем году как раз будет десятилетие нашего знакомства с Игорем и десятилетие нашего дуэта. А познакомились мы в Петербурге, Игорь тогда в первый раз заехал на другой континент, после своей эмиграции, а эмигрировал он вместе с родителями, когда ему было 14 лет... Он приехал и был в совершенном восторге, это был великолепный год -1993-й, великолепное лето... 1993-й год, пора всеобщих иллюзий... СОБОЛЕНКО: Да, пора иллюзий, и дешевое пиво "Балтика", и великолепная возможность для выступлений человека, приехавшего из-за рубежа, потому что тогда любой концертный зал можно было снять за чуть ли не за тридцать долларов. Мы сняли неофициально зеленую гостиную Зубовского особняка, и слава Богу, что был тогда человек с дат магнитофоном, который записал этот концерт. И осталась достаточно качественная запись, которая полетела по свету и через некоторое время у нас появился американский поклонник, немецкого происхождения, он и пригласил меня, в Америку, где у нас с Игорем был великолепный тур... - А потом были и другие туры, и записи альбомов, и гастроли по другим странам.. СОБОЛЕНКО: Да-да-да, безусловно. Но, к сожалению, общались мы мало... то есть, это хорошо, что мы общались редко и не надоедали друг другу, а с другой стороны, как много мы могли бы сделать, если бы жили рядом друг с другом о друга ...Но я надеюсь, что сейчас, когда я, наконец, компьютеризировался, мы с Игорем хотя бы в виртуальном пространстве будем друг к другу ближе... - Виктор, с чего начались твои занятия музыкой? - СОБОЛЕНКО: Я музыкант в третьем поколении, отец - скрипач, вставил мне в ключицу скрипочку достаточно рано. Насколько я помню, в четыре с половиной года он мучил меня некоторое время... - - Ты протестовал? СОБОЛЕНКО: Я не то, чтобы протестовал, я просто не понимал, чего от меня хочет папа. Будучи замечательным педагогом, для своих учеников, для своего сына он не оказался таковым... Потом моя бабушка взяла меня в Петербург, потому что до этого мы жили в Вологде, где отец был солистом вологодской филармонии. И бабушка стала мне давать классическое интеллигентское питерское образование. В котором, естественно, была и музыка, я стал играть на фортепиано, но мне очень хотелось сочинять и импровизировать, причем с самого глубокого детства, а так как мои родители были инструменталистами-оркестрантами, то они, вероятно, решили из меня сделать лучшее подобие самих себя... - То есть, для них импровизации были неприемлемы? СОБОЛЕНКО: Ни импровизации, ни сочинительство... Мне была сказана такая простая фраза... что музыка уже вся написана. И рояль от меня закрывали на ключик, чтобы я не бренчал... Мне нравилось забираться внутрь рояля... и под рояль и извлекать из него какие-то другие звуки, Чем те, которые можно извлечь на клавишах. Естественно, что виолончели тогда еще не было, потому что мама тогда не вернулась с отцом из другого города сюда, но, тем не менее, образование заключалось в следующем: играй свои этюды, немножко Чайковского, немножко Моцарта, а вот когда все это научишься играть, тогда посмотрим... - Но уже потом, позже, ты стал интересоваться импровизацией и в дальнейшем ты очень часто использовал ее в своей музыке... СОБОЛЕНКО: Безусловно. Но на самом деле с джазом я познакомился достаточно рано, потому что у папы была хорошая, по тем временам, коллекция джазовых пластинок. - Вы постоянно находитесь в контакте с Игорем Ткаченко, обмениваетесь мейлами - ведь у тебя недавно появился компьютер - раньше были телефонные звонки и факсы - но все-таки, он не собирается приехать сюда, чтобы вы могли выступить здесь вместе? СОБОЛЕНКО: К сожалению, у Игоря отказала левая рука... он может играть только одной рукой, правой... Дело в том, что американская действительность, к которой мы стремимся, она очень жестокая... в свое время Игорю, для того чтобы жить независимо, приходилось играть по 11-12 часов в сутки, он работал как тапер, на моден дэнс, по 11 часов и это сказалось, к сожалению, сейчас, через пятнадцать лет после той жуткой работы... но до того, как это все случилось, Игорь очень много играл. А еще Игорь занимается тем, что оформляет веб-сайты оригинальными саундтреками, этот бизнес сейчас очень хорошо развивается... а сюда он, наверное, пока не приедет, я надеюсь увидеться с ним там. Я не знаю, сколько потребуется ему времени для восстановления руки, нужна серьезная операция... * Кто из музыкантов и композиторов является теперь для тебя авторитетом? СОБОЛЕНКО: Это очень сложный вопрос ... я музыку черпаю из воздуха, из дыхания природы и тех звуков, которые меня окружают, не музыкальных на самом деле... мне уже давно не хочется никому подражать. - У тебя во многом негативное отношение к современной музыке... - СОБОЛЕНКО: Мне тяжело долго слушать любую громкую музыку, какой бы она не была. А современные аудиоустройства позволяют любую музыку слушать на таких децибелах, мы будем получать уже наркотически физиологическое удовольствие, и мне это особенно бросается в глаза в последние два-три года. У меня нет негативного отношения к современным жанрам, у меня негативное отношение к каким-то определенным проявлениям в разной музыке. Естественно, что я воспитывался не только на джазе, не только на классике академической и на старинной музыке, но и на роке, и до сих пор для меня остаются любимыми группами DEEP PURPLE и YES. - - С недавнего времени ты стал вместе с замечательной аккордеонисткой Эвелиной Петровой исполнять музыку танго... - СОБОЛЕНКО: Танго-традиция для меня очень важна. В 1993 году я впервые услышал великого Пьяцоллу и был потрясен тем, что эта музыка совершенно заполнила меня до - так сказать - краев! Я долгое время не мог понять, почему же так произошло, и только недавно до меня дошло, что Пиацолла в своем танго делал то, что я делаю в разных жанрах музыки, он в танго вдохнул свою любовь к барокко, он вдохнул туда ритмы джаза и драйв рока. Это все то, что я очень люблю! И поэтому для меня совершенно естественно было не подражать Пиацолле, а писать то, что на самом деле наболело внутри... вообще в танго внутренняя страсть и боль замечательно перевоплощаются в музыку, с Игорем мы еще начали в 1995 году писать альбом, который потом мы, когда он вышел, назвали "Вокруг танго" и альбом этот был посвящением АСТОРУ ПЬЯЦОЛЛЕ. И когда возникла возможность поиграть с аккордеонисткой такой великолепной - это произошло в 1998 году - то мы с радостью попробовали, а год назад мы начали активно сотрудничать, и я надеюсь, что в ближайшее время мы запишем альбом, который будет называться "Северное Танго". - Один из твоих проектов является ТРИО ДЕ ДЖАЗЕЙРО... - СОБОЛЕНКО: Да, это один из моих любимых проектов, к сожалению, мы редко играем с музыкантами Александром Бесчастным и Алексеем Чижиком, потому что они заняты в других ансамблях и часто отсутствуют, но к счастью нам удалось в 2001 году записать альбом. - - В твоем сольном фортепианном альбоме "Фонотека Настроений" очень ярко проявились интересы к импровизации, и я считаю, что мог бы записать и выпустить еще не один такой альбом... - СОБОЛЕНКО: Я надеюсь, что смогу выпустить еще не один такой альбом. Да, это все импровизации. Это та музыка, которая не записана на ноты и не исполнена больше нигде, это те идеи, с которыми я засыпаю и просыпаюсь, и вместо зарядки - у меня фортепиано, и все идеи, которые мне приснились во сне, до утреннего кофе я проигрываю на фортепиано. В конце концов, фортепиано для меня - лаборатория, и я надеюсь, что теперь у меня будет и компьютерная лаборатория.

"GEORGE (А.Гуницкий) Радио России . " 5.11.2002

 

"Виктор Соболенко & Эвелина Петрова "Северное танго."
Если вы любите музыку танго, то вам альбом "Северное танго" точно понравится. Если же к музыке танго вы относитесь с безразличием и ничего толком про нее не знаете, то вам представляется чудесная возможность изменить свое отношение к этому музыкальному жанру. Не стану скрывать: увы, прежде именно так, бессмысленно, стереотипно и тупо, ваш покорный слуга и воспринимал великую танго-культуру. Нет, априори я, разумеется, понимал, что танго больше, круче, интереснее и значительнее, чем мои примитивные о нем представления. Но чрезмерно глубокая погруженность в рок, в ролл и в прочую звуковую контркультуру изрядно ограничивает восприятие других форм творчества. Знаю это по себе! И соответственно мне казалось, что танго совсем не вписывается в сегодняшний расклад и что теперь без него запросто можно обойтись. Однако после того, как мне довелось посетить выступление замечательного дуэта Виктор Соболенко (виолончель) - Эвелина Петрова (аккордеон), я расстался с собственным невежеством и стал относиться к танго совсем по-другому. Ну а теперь наконец-то вышел life-альбом "Северное танго". Это очень, очень по-настоящему! И Лина, и Виктор давно уже не нуждаются в рекомендациях и представлениях, но здесь виртуозные музыканты продемонстрировали новые грани своего профессионализма. Первоклассный, высшей пробы альбом! Здесь можно услышать шесть композиций, музыку к которым написал крестный отец танго Астор Пьяццолла, сочинения других авторов и несколько пьес Виктора Соболенко. Пожалуй, именно последние являются безусловной кульминацией уникального диска. Потому что они (воспользуюсь высказыванием арт-критика Георгия Левина; я не слишком люблю цитаты, но иногда без оных обойтись никак невозможно...) "более радикальны в звуковом отношении и больше насыщены драйвом, чем пьяццолловские". Да, он, безусловно, прав. Но ведь Виктор сочинил свои темы не в прошлом тысячелетии, а совсем-совсем недавно (исключением только является "Тристеза ХХI века", которую Соболенко исполнял и записывал еще вместе с Игорем Ткаченко в неподражаемом "Дуэте ХХI века"), и поэтому композитор не мог не отразить в своей музыке тревожное, взбудораженное дыхание нынешней эпохи. Самые сильные и впечатляющие номера диска - "Хирургическое танго", "Черный снег", "Аргентинский вариант, или Охота на акул" и "Милонга белой ночи". Хотя ничуть не менее интересно, когда в исполнении дуэта звучат пьяццолловские темы "JEANNE Y PAUL", "Milonga sin PALABRAS", "Esqualo" и особенно "Libertango", в которых остро пульсируют чувственность, эмоциональность, страсть и хмельные вибрации южных ночей... Впрочем, что бы ни играли Виктор и Лина, их хочется слушать как можно дольше. А после внимательного знакомства с нетрадиционным саундом удивительной коллекционной пластинки становится очевидным, что она является продуманной и страстной импровизацией на звуковые сюжеты танго и разрушает привычные, устоявшиеся за многие десятилетия танго-каноны. Но Виктор Соболенко и Эвелина Петрова не останавливаются на достигнутом, их увлекательное путешествие по стране танго продолжается!

"GEORGE (А.Гуницкий) Смена СПБ . " 25.10.2002

 

"Виктор Соболенко. Фонотека настроений."
Аутентичная, камерная, академическая, экспериментальная музыка…Во множестве форм и жанров уже успел проявить себя замечательный виолончелист Виктор Соболенко. Но в альбоме "Фонотека настроений" он один играет на фортепиано, здесь звучат восемь спонтанных импровизаций, многие из которых вполне вписываются в джазовую эстетику. Как известно, один из проектов Соболенко называется "Трио де Джазейро", но там он играет исключительно на виолончели. Виктор не специализируется на джазовом фортепиано у него множество других творческих интересов. Однако джаз ему давно, с юношеских лет интересен. Однажды музыкант сказал: "Надеюсь, что смогу выпустить ещё не один такой альбом. Эта та музыка, которая не записана на ноты и не исполнена больше нигде. Это звуки, с которыми я засыпаю и просыпаюсь, а вместо зарядки - у меня фортепиано. И все идеи, которые мне привиделись во сне, я ещё до утреннего кофе проигрываю на фортепиано. В конце концов, фортепиано для меня - это лаборатория…".

"GEORGE (А.Гуницкий) Смена СПБ . " 13.09.2002

 

"Игра со звуком или Мир звуковых архетипов."
Виктор Соболенко и Сергей Гасанов знакомы уже пятнадцать лет, но активно сотрудничают с лета 2001 года. Их первое официальное совместное выступление состоялось на международном фестивале КУКАРТ в Пушкине под Петербургом. Затем последовали клубные концерты, в том числе в любимом музыкантами JFC - джаз клубе, где Сергей Гасанов представляет проект "Этно - Мир", а Виктор Соболенко - "Старое, новое и новейшее танго". Музыканты родились и живут в Петербурге, городе изначально привечавшем различные музыкальные традиции. При всей очевидной разнице менталитетов Сергей и Виктор духовно близки и те тернистые звуковые пути, которые, казалось, должны были бы помешать совместному творчеству, наоборот объединили музыкантов. Сергей Гасанов строит свой звуковой дом, отталкиваясь от восточных классических способов музицирования (рага, мугам), в то время как Виктор Соболенко отталкивается от классических европейских звучаний, славянского фольклора и современных джаз роковых ритмов. Увлеченность С.Гасанова духовным наследием востока, а В.Соболенко философией К.Юнга удивительным образом соединилась в новой импровизационной музыке, которая с одной стороны дышит григорианским хоралом и древними восточными ритмами, а с другой наполнена музыкальной интерпретацией современной звуковой среды. Музыкальные инструменты впечатляют: ситар, тар, дудук, индийская флейта (С.Гасанов); виолончель, виола да гамба, фортепьяно (В.Соболенко), которых порой музыкантам не хватает, и они используют свои голоса и электронный ритм бокс. Как говорят музыканты: "Пятнадцать лет мы развивались в параллельных пространствах, а как известно они не пересекаются, но в нашем случае пространство изогнулось и позволило нам соприкоснуться, подобно пересекающимся прямым Лобачевского..”.

"В.Челлин . " 8.08.2002

 

"В.Соболенко и Р.Фанин. Невидимый город."
Виктор Соболенко (виолончель, фортепьяно) и Рашид Фанин (гитара, банджо) записали этот замечательный альбом ещё в 1993 году. Великолепные импровизационные композиции! Если бы Рашид не уехал из России в 1995-м, то их сотрудничество с Виктором могло бы стать постоянным и очень плодотворным. Но судьба распорядилась по-своему… Жаль. К счастью, сохранившаяся и вполне качественная запись позволила Виктору издать это сокровище. И совсем не случайно он называет сотрудничество с Фаниным одним из самых сильных переживаний своей юности. Также в "Невидимом городе" можно услышать сольные импровизации Соболенко на фортепьяно - "Мозаика, или Гимн несуществующему государству" и два сольных виолончельных номера - "Русский наигрыш" и "Фортуна", которые он записал в 1994-м, в Нью-Йорке. Я убеждён, что можно бесконечно слушать "Невидимый город", он не может надоесть! И уже названные мной пьесы, и композиции "Автопортрет", "Постмодерн джаз", "Посвящение женщине", "Ленинград-Петербург" (да и все остальные!) - настоящее доподлинное чудо! Что это такое в жанровом плане? Импровизация вне (сквозь! между! сверх!) стилей!!! По хорошему завидую тем людям, которым ещё предстоит познакомиться с этим совершенным произведением очень высокого и очень изысканного музыкального искусства!

"А.Гуницкий. Вечерний Петербург. " 29.03. 2002

 

"Фонотека настроений."
В альбоме "Фонотека настроений" замечательный виолончелист Виктор Соболенко записал восемь импровизаций на фортепиано. Нет, я не ошибся… Здесь в самом деле звучат сольные фортепьянные композиции! Очень давно не приходилось мне слышать столь изысканной музыки! Да здравствует божественное сумасшествие Виктора Соболенко! В его многоплановом импровизационном альбоме есть и джазовые интонации, да только совсем не хочется мне в связи с чудесной "Фонотекой настроений" рассуждать о жанровых характеристиках. Гораздо важнее другое: именно сегодня, 22 февраля, Виктору Соболенко исполнилось сорок лет! И я от всей души поздравляю его с днём рождения! P.S. Витя, дорогой, когда же появится твой следующий альбом? Поскорей бы!!!

"А.Гуницкий. Вечерний Петербург. " 22.02. 2002

 

"Виктор Соболенко: человек-виолончель, или "Я Резонирую...""
Виктора Соболенко можно без преувеличения, назвать универсальным музыкантом. Он концертирует, исполняя свою и чужую музыку на виолончели и виоле да гамба, выступает с джазовыми импровизациями, устраивает перфомансы, сочиняет музыку для кино и телевидения. Наш разговор затронул множество тем, важных для понимания человека, предпочитающего поиск того, что интересно ему. Разные партнёры, с которыми он исполняет музыку, путешествия, художественные и жизненные впечатления рассматриваются Виктором как необходимые составляющие звукового дизайна, философию которого он формулирует в такой же своеобразной манере, в какой он играет и сочиняет музыку. -Виктор, расскажите о своих истоках, о детстве… -Когда я стал сознавать музыку, то я её воспринимал в живом контексте репетиций моих родителей: скрипача и виолончелистки. Папа был солистом Вологодской филармонии, мама преподавала в музыкальной школе и в училище. Они вместе выступали, играли квартеты трио. В доме постоянно звучала живая музыка. С другой стороны - много лёгкой музыки: джаза - песни Гершвина, композиции Луи Армстронга, позже Оскара Питерсона. Потом появилась пластиночка Грапелли и Менухина. Тогда я впервые услышал, что происходит, когда классический музыкант начинает играть джаз. -И что же? -Для этого сначала надо стать "классическим музыкантом". В четыре с половиной года папа вставил мне скрипочку в ключицу и начал мучить. Как папа Паганини - то есть с рукоприкладством, ором, с битьём смычком. Скоро всё это закончилось. Я приехал в Петербург к бабушке, и меня отдали на фортепиано. Потом я поступил на виолончель. Пока я учился в школе, джаз оставался для меня непостижимой формой. Под видом решения гармонических задач я начал изучать блюз. Я слушал пластинки и пытался разобраться в формообразующих вещах. Я начал задумываться над тем, что такое музыкальный язык, и столкнулся с парадоксом, что в разных эстетиках одни и те же созвучия выражают совершенно разные эмоции. Это была первая бомба, брошенная в меня при помощи джаза: я начал сомневаться в том образовании, которое получил. Оно было основано на выполнении определённых правил. А джаз - это свод уловок. Когда я уже изучил гармонию, уловки разрешающие и запрещающие, поиграл как пианист в нескольких традиционных джазовых командах, то начал понимать, как устроена музыка. Мне вдруг стало скучно и неинтересно. Тогда я стал экспериментировать с разными жанрами и направлениями. В какой-то момент, занимаясь музыкой, я понял, что она самоценна только тогда, когда ты с ней наедине или находишься среди единомышленников. А когда начинаешь входить в любую профессиональную сферу, то сталкиваешься с массой законов, которые диктуют определённые правила. Попадаешь в структуру. В которой безумно скучно. - Чтобы закончить тему джаза: что любил? Что поражало? С кем играл? - Я изучал старинную, восточную музыку. Экспериментируя, я открыл Кейта Джарета и поразился сходству с тем, что я наигрывал у себя дома. Потом я услышал Майлза Дэвиса, который меня потряс так же, как Пабло Пикассо в своё время. С одной стороны, было так странно: вроде и не труба, и звук какой-то не такой, и играет мало. Потом только я врубился, что он - концептуалист. Как он пространство организовал! После длительного романа со старинной музыкой я познакомился с совершенно удивительным человеком - Рашидом Фаниным. Знаешь, бывают люди, которые рождены с инструментом. Вот он словно был рождён с гитарой. У него были уникальный слух и память. Он всё играл со слуха. Мог даже исполнять фламенко: услышит мелодию несколько раз и сыграет её один в один. Мы играли очень длинные спонтанные композиции, которые могли длиться полчаса, час. Это был поток сознания. Разговор двух людей. Но это была не какофония, не дурь, а такое удивительное взаимопонимание, когда мы играли совершенно интуитивно. Это были совместные медитации, хотя тогда я не понимал, что это такое. Музыка была какой-то удивительной стихией, где он и я делали что-то третье. Это было одно из самых сильных переживаний моей юности. - Получалось что-то вроде фри-джаза? - Нет. И с Рашидом, а потом с Игорем Ткаченко, импровизированная музыка всегда была между стилей. Мы через эти структуры, через эту музыку развивались как личности. Ансамблист мне был послан с небес. Игорь Ткаченко очень образованный человек: профессиональный композитор. Когда мы познакомились в 1993 году, он только начинал играть сольные концерты - импровизации. Мы стали играть вместе, в основном в Германии, и начали активно сотрудничать. Общались во время турне: такие были знаменательные для меня дни, потому что проверялись все наработки за несколько месяцев. - Такая импровизация создаёт вокруг себя пространство? - Да. Для меня это очень важно, что в каждом стиле, в каждой отрасли музыки есть что-то, к чему я испытываю симпатию или, наоборот, полную антипатию. Если говорить о моей композиторской "всеядности", я - человек посткейджевского периода, акционист. Для меня очень важен подтекст и идея, которая будет моделироваться в каком-то звуковом пространстве. Если это идея, которая требует классического звучания - оно будет. Если понадобится ненавистное мне равноправие 12 тонов, но это будет оправдано философским концептом - тогда будет додекафония. Если говорить о звуковом дизайне как о музыкальном оформительстве философской идеи, тогда я буду оформителем, но философской идеи, а не бытового ритуала. - А почему это важно? - Это самое серьёзное, потому что я создаю свойства. Докапываюсь до сути. То есть я иду всегда от двух противоположных вещей. Они заставляют вибрировать. Когда находишься в состоянии мембраны, начинаешь резонировать. Это рождает новый ритуал, который позволяет мне всё-таки оставаться в этом мире в адекватном состоянии. Я остаюсь в ритуале, который творю и которому следую. А так как я безумный человек, то не могу подчиниться никакому другому ритуалу. В определённом смысле я сам являюсь виолончелью. Я резонирую.”.

"Анна Порфирьева Empire of Art (Империя искусства). " январь 2002

 

"Дуэт 21-го века. Знойное танго декабря."
Холодает день ото дня, так что самое время согреть себя горячими ритмами латиноамериканской музыки, правда? Знаменитый петербургский танго-дуэт Эвелина Петрова, аккордеон (все питерские меломаны знают её по выступлениям с Вячеславом Гайворонским), и Виктор Соболенко, виолончель (известный петербургский музыкант, выступавший в Карнеги-холле и самых престижных европейских залах), представляют свою хит - программу "Старое, новое и новейшее танго". Это оригинально выстроенная композиция, которая преподносит не только историю танца страсти от королей аргентинского танго Карлоса Гарделя (старое) и Астора Пьяццоллы (новое), но и предлагает современные оригинальные композиции Виктора Соболенко в стиле Tango Nuevo. Это жгучее блюдо для гурманов и ценителей стильной музыки можно будет отведать 13 декабря в арт-кабаре "Бродячая собака" на площади Искусств..”.

"Наталья Шкуренок. Реклама-Шанс " 13.12.2001

 

"Дуэт 21-го века. Вокруг танго"
Виолончелист Виктор Соболенко и пианист Игорь Ткаченко создали “Дуэт 21-го века” в 1993 году. За прошедшее время этот более чем своеобразный дуэт записал несколько замечательных альбомов, а также совершил немало гастрольных поездок. “Музыка души, полная печали и темперамента, своевольная в звучании и технически блистательная…” - так написала о “Дуэте 21-го века” одна из немецких газет. Виктор и Игорь исполняют первоклассную импровизационную музыку. И поэтому неудивительно, что их концертные турне проходят с огромным успехом. Дуэт уже выступал в США, Германии, Финляндии, и всюду публика с огромным интересом воспринимает их творчество. Только неизвестно, к сожалению, когда же дуэт будет выступать в Питере… Сами музыканты совсем не прочь поиграть на местных концертных площадках, но Виктор живет на Васильевском, а Игорь - в Бостоне. Поэтому обмен идеями и обсуждение дальнейших творческих планов осуществляются благодаря телефону и факсу.
  У каждого из музыкантов (немаловажно, что Соболенко и Ткаченко справедливо считают себя и исполнителями, и композиторами) есть собственные творческие проекты. Виктор, например, играет в “Трио де Джазейро” и в танго-дуэте с Эвелиной Петровой. Однако и собственно “Дуэт 21-го века” уже достаточно давно интересуется танго. Это в высшей степени убедительно демонстрирует альбом “Вокруг танго” (другое название - A Tribute to Astor Piazzolla), в котором звучат две сюиты Aestoria Игоря Ткаченко и Piazzollia Виктора Соболенко.
  Все композиции на этой по-настоящему коллекционной пластинке являются данью памяти великому Астору Пьяцолле, хотя дуэт исполняет не аранжировки его сочинений, а свои композиции. В которых (позволю себе еще одну цитату из газеты “Кильские известия ”) “дух танго-нуэво сочетается с достаточной самобытностью и характерной индивидуальностью дуэта”. И все это в самом деле так. Эх, услышать бы волшебные вариации на темы танго в живом исполнении! Но пока еще никому не известно, когда же фантастический дуэт сможет сыграть в нашем городе, к тому же самый обычный авиаперелет из Штатов в Россию вследствие всем известных и очень печальных обстоятельств теперь стал весьма опасным удовольствием…
  Что ж, будем пока наслаждаться альбомом “Вокруг танго”. А тем, кто станет его слушать, следует иметь в виду, что дуэт явно умеет опережать время, ведь у Игоря Ткаченко и у Виктора Соболенко нынешний век начался еще в начале последнего десятилетия минувших ста лет.

"А.Гуницкий Вечерний Петербург", 28.09.2001

"TRIO DE JAZZAIRO"
  Первый альбом ансамбля, в котором играют Виктор Соболенко (виолончель), Алексей Чижик (виброфон, маримба) и Александр Бесчастный (контрабас). Виртуозное трио существует уже несколько лет, но выступать и записываться музыканты не могут регулярно, поскольку все заняты и в других проектах. Виктор Соболенко, например, играет еще и барочную, и экспериментальную музыку. Первый диск (надеюсь, что далеко не последний!) достоин самого пристального внимания, виброфона тут, быть может, слишком много; нет, я ничего не имею против мастерской игры Чижика, только звучание вибрафона порою явно доминирует. Зато главное достоинство альбома сосредоточено в сольных партиях Виктора Соболенко. Они в высшей степени выразительны, изысканы и проникновенны, и хотя его партнеры также работают очень и очень, но когда звучит волшебная виолончель Виктора, то возникает ощущение, что переносишься в некий другой мир… туда, где жизнь более осмысленна и полноценна и где нет фальши, лажи и обыденной, скучно-изнурительной повседневности. И кажется, что только там, в этом чудном мире восходит солнце и все еще только начинается! И не случайно финальная пьеса изумительного альбома называется “Встреча в будущем”. И еще мне хочется выделить композиции “Воздух Петербурга”, “Утренний город”, “Долгожданное дитя”, “Лунный свет”…право, я с трудом их выделяю, ведь слабых, проходных пьес в “TRIO DE JAZZAIRO” нет. Диск издан небольшим тиражом. Хочется надеяться. Что найдется солидная рекордз-компания, интересующаяся не только модной или раскрученной музыкой, и что она (компания эта) не пожалеет денег и переиздаст уникальный релиз.

"А.Гуницкий Вечерний Петербург", 10.08.2001

"Люди, которые играют танго"
  17 августа в джаз-клубе JFC выступит петербургский танго-дуэт Виктор Соболенко (виолончель) - Эвелина Петрова (аккордеон) с программой “Старое, новое и новейшее танго”.
  Под этим названием скрываются как оригинальные композиции самого Виктора Соболенко, так и танго-классика непосредственно аргентинского происхождения. Разумеется, программа танго-дуэта, как почти всякого коллектива, играющего танго, включает и бессмертные опусы Астора Пиаццоллы.
  Оба ансамблиста - академические музыканты. Виктор известен в городе не только как исполнитель танго и прочей “легкой” музыки, но и как один из первых барочников - музыкантов-аутентистов. Кроме виолончели он еще играет на виоле да гамба. Поиграв с московскими мэтрами старинной музыки - Татьяной Гриденко, Алексеем Любимовым, в 1990 году вместе со скрипачами Андреем Решетиным и Сергеем Фильченко, он основал ансамбль Musica Petropolitana, ставший пионером аутентизма в Петербурге. С 1994 года Соболенко в рамках “Дуэта XXI века” - сотрудничает с американским пианистом Игорем Ткаченко. В этом составе дуэт выступал в Карнеги-холле в Нью-Йорке, в Берлинской филармонии и хельсинской Новой опере. Заинтересовавшись музыкой танго, которая в середина 90-х стала необычайно популярна в Европе, а особенно в Германии, ребята записали первый танго-диск - Around Tango, в который вошли сюита Игоря Aestoria и сюита Виктора Piazzollia. Как видно из названия, сам диск явился своеобразным Hommage (приношением) Астору Пиаццолле, великому аргентинскому маэстро, чьему творчеству мы и обязаны возрождением моды на танго. Лучшие композиции на том диске были проникнуты истинно пиаццолльским щемящим чувством, для которого слов не подобрать - такой вот смесью тоски и желания. А в этом году в Америке вышел новый диск Ткаченко-Соболенко - A Tribute to Astor Piazzolla, как можно догадаться, тоже с танго (собственно, это более навороченное переиздание первого альбома с бонус-треком - Orangutango Игоря Ткаченко, получившего даже Best Music Avard этого года).
  Эвелина Петрова известна как партнерша Вячеслава Гайворонского, с которым она постоянно выступает не только в Питере и Москве, но и за границей. Только что музыканты вернулись из Японии. Так что спешите слышать. Начало дуэту В. соболенко и Э. Петровой было положено в 1998 году, на концерте Виктора в Малом зале филармонии, который назывался “Дуэты и дуэли”. Почувствовав, что играют в одном ритме (а значит - так и дышат), они решили попробовать сделать что-нибудь серьезное вместе - сначала, как водится, у кого-то на кухне, а потом и в клубах.
  Весной дуэт уже выступал в JFC - в рамках VI Международного фестиваля “Джазовая весна в Петербурге”, а 9 мая - танго-вечеринке в “Манхэтене”. Осенью будут покорять Москву. На 19 августа запланирован концерт в московском клубе “Китайский летчик”.

"Ю.Бройдо Вечерний Петербург", 10.09.2001

"Виктор Соболенко - человек и пароход."

   "Адрес завтрашнего концерта питерских барочников Антона Бируля ( лютня, теорба ) и Виктора Соболенко ( виола да гамба ) ещё никогда не попадал в афишу: это ледокол "Красин", исторический, легендарный и пр. который сейчас стоит на приколе в конце набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института ( начало концерта в 18.00, телефон ледокола 324-94 -48) . Конечно, мне сразу захотелось выведать подробности у непосредственного участника столь оригинального действа, и я позвонила Вите, по совместительству - моему хорошему другу. - Ты недавно приехал из Новосибирска?! Ну и как? - Это первая моя поездка на восток. Обычно самой крайней точкой путешествия в этом направлении был город Самара. Естественная же география - на запад и иногда в Москву. В Новосибирск - три тысячи километров, четыре часа лёту, что соизмеримо примерно с бутылкой 0,7 на троих. - Кто был третьим? - Летели мы с Антоном Бируля, корый иногда заезжает сюда, работая в Варшаве и учась в Голландии. А третьим был замечательный музыкант, с которым мы были давно знакомы, но как-то сдружились именно в Новосибирске, - Лёша Иванов, контрабасист из заслуженного коллектива: он играет также на виоле да гамба. Прилетели рано утром, на три часа время сдвинулось, ещё толком не проснувшись вышли из самолёта… и такое ощущение, что перенеслись машиной времени лет на пятнадцать назад: удивительное ностальгическое ощущение. Пока ехали из аэропорта через весь город , всё старались понять - совок это или не совок? Да вроде даже и не совок: ну нет такого обилия рекламы, которой завешан теперь Петербург, - и удивительно чисто! Чистые автомобили , чистые люди… Первый раз в жизни увидел двухметровые сугробы и одноэтажные сибирские дома в виде колокола , засыпанные по крышу снегом. Нас пригласил новосибирский ансамбль Insula Magica на Фестиваль старинной музыки. Этот коллектив приезжал сюда осенью на 3-ий Международный фестиваль старинной музыки в Петербурге. Их десятилетний юбилей сподвиг местное начальство поддержать фестиваль, который нынче стал международным, хотя там был всего один настоящий иностранец: один, но совершенно выдающийся - француз Андре Габриэль, играющий на очень странном инструменте, виденном мною впервые в жизни. Это гялюбе, который в Музыкальной энциклопедии называется флажолетом: он состоит из двух частей - маленькой трубочки-сопилочки с тремя дырками - ( для пальцев левой руки ) и тамбурина, висящего на правой. Габриэль на своём примитивном инструменте играет сложнейшую флейтовую музыку - концерты Вивальди, Буамортье. Можно и Антона Бируля тоже назвать западным человеком, потому что он уже семь лет живёт в Голландии и три года работает в Варшаве: он - единственный в мире лютнист на зарплате. - Ты ещё что-то говорил про Новосибирск как город победившей культуры… - Это совершенно потрясающая история. Когда мы приехали в филармонию, оказалось, что филармония находится в музее Ленина - в Мраморном дворце по питерским меркам. Но сейчас это здание реставрируется, и филармония снимает зал у мэрии. Напротив мэрии - бывший обком партии, в котором теперь находится картинная галерея со всякими раритетами в том числе там висят работы Рериха. А с консерваторией и вовсе забавно. Это было первое место, которое мы решились посетить. В Новосибирске ещё везде, по старинке, самые непробиваемые охранницы - бабушки. Одна такая бабушка не пустила нас и мы в шутку спросили: "Что у вас тут, КГБ, что ли?" Она сказала"Да". Ну мы посмеялись и ушли. А на следующий день узнали, что консерватория действительно находится в бывшем здании КГБ. - А знаешь, что самое удивительное? В Новосибирске филармоническая публика очень похожа на нашу, которая была лет двадцать назад и которой сейчас нет. Произошло какое-то перемещение генотипа. Этот процесс начался давно, ведь во время войны много институтов было эвакуировано в Новосибирск, и в том числе - оркестр Мравинского. - Возвращаясь к фестивалю, скажу, что - как бы это банально не звучало - там был настоящий праздник. Питерцы и москвичи впервые подружились. Программы строились таким образом, что на одном из концертов все показывали привезённые выученные вещи, а на последних двух концертах был такой барочный "джем". Заключительный концерт вообще назывался " Барокк`н`Ролл ": музыканты вместе музицировали, импровизировали - иногда даже без репетиций. Собрались, конечно, уникальные люди. Первый раз в жизни я играл дуэтом с Анатолием Гринденко, легендарным аутентистом. Мы открыли друг друга с Назаром Кожухарём… После Новосибирска во мне что-то прорвалось: я по восемь часов в день играю на виоле да гамба и совершенно счастлив. Такую страсть к старинной музыке я испытывал только в самом начале - лет пятнадцать-двадцать назад , когда она была под умолчанием. - То есть Новосибирск - это глоток свежего воздуха? - Не глоток - поток! - И теперь этот поток грозит захлестнуть ледокол "Красин"? Кому вообще такая идея пришла? - Как-то мы с Антоном проезжали на машине по набережной Лейтенанта Шмидта - от его дома к моему, я посмотрел на ледокол "Красин" и говорю: "Антон, неплохо было бы там что-нибудь устроить". А он мне отвечает: " А я уже придумал! Я уже там был и со всеми договорился". Так что тут Антон меня опередил. С одной стороны, это совершенно абсурдная мысль - играть на ледоколе старинную музыку. Но с другой стороны, при некоторой работе мыслящих извилин можно найти нечто общее: музыканты, которые играют старинную музыку, в определённом смысле растапливают лёд равнодушия к этой музыке, и на самом деле сродни ледоколу , разбивающему льды. - Что в программе? Опять твой любимый Маре? - Большая часть - музыка, звучавшая при дворе Людовика ХIV и Людовика ХV. Сюита знаменитого гамбиста Маре, который в фильме " Все утра мира" совершенно незаслуженно представлен безумным коммерсантом, рвущимся к власти. Антон сыграет пьесы последнего великого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса, я - сольную сонату Телемана. И, может быть, будет Чакона Форкре: это такая антитеза Марину Маре - если Маре современники называли ангелом, то Форкре - дьяволом. Действительно, Форкре был Паганини гамбы, и сейчас я как раз разучиваю его сочинения: конечно, страдаю, но музыка совершенно волшебная..!.

"Ю.Бройдо Вечерний Петербург ", 6.04.2001

"Дуэт XXI века"

   "Дуэт XXI век" - это Игорь Ткаченко и Виктор Соболенко, клавишные и виолончель. Очень изысканный и необычный дуэт, исполняющий блистательную инструментальную музыку и уже выпустивший несколько компакт-дисков. Тем не менее, между собой музыканты общаются не слишком часто (в основном, по телефону или с помощью факса) и явно реже, чем им хотелось бы. Почему? Потому, что Игорь Ткаченко живет в Бостоне, а Виктор Соболенко в Санкт-Петербурге. Познакомились музыканты летом 1993 г., причем заранее их встреча не планировалась и, запросто, могла бы не состояться. Но судьба вильнула хвостом в нужном направлении (к счастью, иногда так бывает): Игорь приехал в Питер, его познакомили с Виктором, и 21 июля в помещении Музея музыкальных инструментов на Исаакиевской площади состоялся их первый концерт. Он был чисто импровизированным, заранее была оговорена только одна композиция. Рассказывая про эту первую совместную импровизацию, Виктор вспоминает: "Хотя мы и жили с Игорем в разных странах, но у нас оказались схожие музыкальны интересы. Это было такое безумное путешествие из старины - в современность, с Востока - на Запад, от американских блюзов - к русскому фольклору:". Первый концерт был записан на DAT-магнитофон (еще один благосклонный реверанс судьбы, ведь магнитофона могло бы и не оказаться в нужном месте и в нужно время:), причем в дальнейшем запись очень пригодилась, поскольку Игорь, вернувшись в США, нашел с помощью данной записи спонсоров - и, разумеется, немедленно сообщил об этом Виктору. Через полгода, в феврале 1994 г.. музыканты вновь встречаются, только уже н на невских берегах, а в славном городе Бостоне - там они репетируют, записываются, а потом совершают концертное турне. Эти первые десять концертов проходили в самых разных залах - и в джазовых клубах, и в синагогах, и в Карнеги-Холле. Любопытно, что свой первый тур "Дуэт XXI век" провел вместе Алисой Фрейндлих: актриса выступала в первом отделении, а после антракта начинали играть музыканты.   Музыку дуэта нельзя охарактеризовать с помощью привычной терминологии, это и не джаз, и не рок. И не авангардские проделки (нет, не подумайте, автор этих строк с большим уважением относится к музыкальному авангардизму. Просто в наше время сие понятие во многом утратило прежний свой смысл). Это первоклассная импровизационная музыка, в состав которой удачно вплетены разнообразные стилистические приемы. "Музыка души , полная печали и темперамента, своевольная в звучании, технически блистательная:", так было написано про "Дуэт XXI века" в одной из немецких газет. Кстати, в Германии дуэт выступает очень часто. В 1995 г., когда Игорь и Виктор работали в Киле, они привлекли к одной записи известнейшего российского контрабасиста Владимира Волкова, а свое спонтанно возникшее трио музыканты назвали "Седые дети".  В США у Ткаченко есть свой проект "Действующие лица", в котором принимают участие музыканты различных творческих вероисповеданий. Очень может быть, что в следующем году этот ансамбль приедет в Россию. Виктор Соболенко также создал в Питере собственный проект - это трио "Де джайзеро". Но, все-таки , наиболее полно и Игорь, и Виктор реализуют свое мастерство в "Дуэт XXI века". "Мне кажется, наш проект непотопляемый и даже вечный, потому, что мы друг друга дополняем, - говорит Соболенко. - Мы не мешаем друг другу, потому что подолгу не видимся": Двадцать первый век и так не за горами, но, благодаря дуэту Игоря Ткаченко и Виктора Соболенко, он оказался совсем рядом и даже начался в 1993 г.!.

"А.Гуницкий Петербургский Телевик ", 14-20 сентября 1998

"Музыка грядущего столетия"
 
В пятницу, 12 сентября, в 12:30 в Культурфоруме Гут Винебюлель состоится концерт "Дуэта XXI века" (Игорь Ткаченко, фортепиано, и Виктор Соболенко, виолончель). У обоих за спиной классическое образование, обеспечивавшее им отмеченное многими высокое профессиональное мастерство. В своей дуэтной практике музыканты постоянно экспериментируют, ищут новые звучания, рождающиеся на гранях разных музыкальных стилей.

"Окружная газета". Люнебург, 9.09.1997

"Дуэт XXI века" придает танго новые краски"

   Мелодия устало борется за свои звуки, скользит, скрежещет, бледнеет, вновь набирает энергию и мчится. Сила звука все прибывает, пока тема вновь не погружается в истому, раскачиваясь между экстазом и смертью. Ритм танго как никакой другой точно отражает эти краски. Игорь Ткаченко (фортепиано) и Виктор Соболенко (виолончель) самозабвенно предаются музицированию. В составе "Дуэта XXI века" они выступают с 1993 г. и за это время получили значительное признание. Они перескакивают через многие пропасти, соединяя серьезную и развлекательную музыку, традиции и современность и находя в своих композициях самобытный путь. Свою программу они назвали "Вокруг танго". Каждое из включенных в нее произведений исполнено энергии, чувственной мощи звуков, которые в своей стихийной, естественной силе, кажется, берут начало в самом духе романтизма. Но у музыкантов и в мыслях нет намерения заниматься манерным экскурсами. Заглядывая в 19 столетие, они в тоже время обращаются к джазу и к славянскому фольклору. Эта пестрая смесь временами грозит обернуться китчем, однако, музыканты всегда успевают круто развернуться на вираже. Идеи и вдохновение - это одно , а их реализация - совсем другое. Путь от идеи к сценическому воплощению не близок, потому что В. Соболенко живет в Санкт-Петербурге, где известен в кругах как свободный художник, в то время как И. Ткаченко задумывает и осуществляет свои творческие проекты в Бостоне. Обмен идеями, совместная работа и планирование концертов происходят "через факс". Оба считают себя в равной степени композиторами и исполнителями. В совей новой совместной работе они демонстрируют практически идентичный почерк. В цикле Ткаченко "AESTORIA" и пятичастном произведении Соболенко "ПАЕЦЦОЛИЯ" используются как ясные темы и блистательные ходы, так и такие затертые приемы, как глиссандо и кластеры, которые то погружают слушателей в глубокую меланхолию, то вновь возвращают их к динамично пульсирующей жизни. Все снова и снова вспыхивает танго, то господствуя, то почти исчезая из поля зрения: музыка души, полная печали и темперамента, свежая как спонтанная импровизация, своевольная в звучании, технически блистательная и всегда сыгранная душой.

"Окружная газета". Люнебург, 15.09.1997

"Дуэт XXI-века" на службе танго-нуэво"

   Вне сомнения, аргентинское танго переживает в последние годы удивительный ренессанс, который выразился, с одной стороны, в переиздании бесчисленных записей ветеранов танго, таких как Карлос Гардель, а с другой стороны - в росте популярности авангардного направления - танго-нуэво, наиболее известным представителем которого стал умерший в 1992 г. Астор Пиаццола, который мало-помалу становится культовой фигурой в современной музыке. О том, сто танго - это больше, чем танцевальная музыка, исполненная странной печали, часто забывают в практике суперцивилизованного, лакированного исполнения, передающего пустую, хотя и привлекательную для слуха оболочку танго, за которой уже не ощущается пульсирующий в подсознании протест, яркие жизненные чувства. К счастью, совершенно иное впечатление произвело состоявшееся в среду в Культурном центре в Софиенхофе выступление "Дуэта XXI века" (Виктор Соболенко, виолончель, и Игорь Ткаченко, фортепиано), которые в своей программе "Вокруг танго" отдали долг памяти великого Пиаццолы. Музыканты исполнили не аранжировки произведений Пиаццолы, а собственные композиции, в которых дух танго-нуэво сочетается с достаточной самобытностью и характерной индивидуальностью дуэта. Несмотря на возникшую за четыре года совместной игры творческую близость, Ткаченко и Соболенко смогли сохранить ту исполнительскую спонтанность, которая позволяет вести напряженный, живой музыкальный разговор. В их совместном музицировании ощущалось удовольствие самих исполнителей от музыки - качество, слишком часто отсутствующее у профессионально концертирующих музыкантов. Не ограничивая себя узкими стилистическими рамками, Соболенко и Ткаченко воплощают в своей игре самую суть музыки. Отводя техническую виртуозность на второй план. Поэтому их программа "Вокруг танго" звучит так честно, заключая в себе и гротескную, карикатурную сторону музыки. Впечатление об огромном стилистическом диапазоне обоих музыкантов усилила третья часть концерта, в которой "на бис" был исполнен обширный цикл, в последних номерах которого вновь возник образ Пиаццолы.

.
Биография | Видео | Музыка | Дискография | Пресса | Фотоальбом | Афиша  | Музыкальные игры | Байки от Витька | Ссылки | В Контакте | Новая музыка | Виртуальные альбомы

На главную страницуe-mailНаверх

© Виктор Соболенко 2000-2017 

Сайт управляется системой uCoz