"В кругу друзей" В кругу друзей - это второй мой фортепианный альбом. Надо сказать, что я не могу себя назвать мультиинструменталистом; считаю это ругательным словом, потому что теперь любой человек, который может сыграть три аккорда на гитаре, нажать на клавишах еще две ноты, и дунуть в какую-нибудь дудку – уже называет себя мультиинструменталистом. Нет, изначально я виолончелист с классическим образованием. Фортепиано было у меня общим курсом – как и принято в консерваториях, но клавишные инструменты меня привлекали с самого детства, и, наверное, еще и потому, что надоедала виолончель, ноты стояли на фортепианном пюпитре, я виолончель откладывал и дальше. Конечно, вовсю музицировал на фортепиано, тем более, что этот инструмент мне чрезвычайно близок, на нем можно сразу импровизировать те идеи, которые приходят тебе. И поэтому сейчас я думаю, что фортепиано я владею достаточно серьезно, вероятно, также свободно, как и виолончелью, не мне судить, но, по крайней мере, я легко переключаюсь с одного на другой инструмент. Этот альбом второй фортепианный появился по одной простой причине. Мне хотелось своим друзьям, которых немало – к сожалению, треков в фортепианном альбоме всего 22, друзей у меня значительно больше, - и хотелось посвятить хотя бы немногим, близким моим друзьям немного музыки. "В гостях у автора и ведущего передачи Бенедикта Бурых петербургский музыкант, композитор Виктор Соболенко. "АЗиЯ-Плюс" " 31.10.2004 |
"Звукотворение" Виктор Соболенко выпустил очередной сольный альбом, который называется «Звукотворение». Музыкант и композитор Виктор Соболенко играет в этом альбоме на синтезаторе, виолончели, виоле-да-гамба и на фортепиано. В аннотации к альбому Виктор пишет: «Сегодня музыка воспринимается как развлечение. Так позиционирует ее шоу-бизнес. Поэтому серьезная музыка никогда не будет широко популярна, но всегда будет питать поп-музыку идеями подобно тому, как фундаментальные науки питают конструкторов и инженеров». И там же, далее: «Вся музыка на этом альбоме придумана, сыграна и записана одним человеком. Она мозаична, потому что автору интересны различные музыкальные стилистики, и он упоен идеей создавать звуковые пространства, не думая о бюджете. Звукотворение - наиболее точная характеристика той музыки, которую вы услышите на этом альбоме. Звукотворение - род поэтичного музыкального творчества, в котором есть и вдохновение, и страстность, и точный профессиональный расчет - все аспекты творчества». "Бенедикт Бурых. "АЗиЯ-Плюс" " 29.05.2005 |
"Воздушное трио. " Trio de JazzAiro этой осенью дает серию концертов. Trio de JazzAiro — зто три разных инструмента, три разных характера. В прошлом веке композитор и виолончелист Виктор Соболенко придумал проект в стиле воздушного джаза (Air Jazz) и написал более двух десятков композиций. Музыка создавалась специально для трех инструменталистов — собственной виолончели, вибрафона Алексея Чижика и контрабаса Александра Бесчастного. Большинство из написанных композиций вошло е альбом Trio de JazzAiro, который появился а 2001 году. Проект задумывался как студийный, поэтому концертами коллектив баловал публику нечасто. Однако этой осенью все меняется: Trio de JazzAiro собирается вновь, чтобы в легкой и непринужденной форме воздушного джаза рассказать, кроме уже полюбившихся, свои совершенно новые музыкальные истории. Ближайшие концерты: 29 сентября в 20.30 — «Джазовая среда» в «Китайском летчике Джао Да» (ул. Пестеля, 7); 1 октября в 19.30 — в арт-клубе «Книги и кофе», 13 октября — в JFC джаз-клубе; 20 октября в 20.30 — в «Китайском летчике Джао Да. "Санкт - Петербургские ведомости. Ольга Шервуд." 24.09.10 |
"Танцы на Лиговке. " В Петербурге завершено производство картины «Танцуют все!» — режиссерского дебюта известного кинохудожника Павла Пархоменко («Красный стрептоцид», «Не делайте бисквиты в плохом настроении»). По словам Андрея Зерцалова, одного из продюсеров этого совместного проекта студии «Бармалей» и киностудии «Ленфильм», «с точки зрения изобразительного ряда это будет новое слово в российском кино». «Танцуют все»— музыкальная ретро-драма, рассказывающая о жизни шпаны 50-х годов прошлого века и посвященная Лиговке , знаменитому криминальному району Питера. Саундтрек фильма написал известный музыкант и композитор Виктор Соболенко, специалист по старинной музыке и джазу. Главные роли в картине исполнили неизвестные актеры, но в небольших ролях снялись Эра Зиганшина («Не делайте бисквиты в плохом настроении»), Михаил Вассербаум («Олигарх»), Гали Абайдулов («Бедная Настя», т/с). Премьера фильма состоится весной этого года. "Ассоциация кинопрессы. " март - 2005 |
"Что же такое музыка?." Что же такое музыка? Вот уже в который раз, дожив до 42-ух и, пожалуй, зная предмет вопроса достаточно для того, чтобы преподавать его народившемуся поколению, я в очередной раз берусь за музыкальный инструмент, а не за лист бумаги, или открываю мою любимую музыкальную компьютерную программу cubase, а не Word, чтобы поразмышлять о музыке не при помощи букв русского алфавита. Что же влечёт меня в это пространство? Что заставляет вновь и вновь прикасаться к струнам виолончели, виолы да гамба, фортепиано, синтезатору или к компьютерной "клаве", чтобы набрать или отредактировать нотный текст? Честно говоря, для меня это очень важный вопрос. Казалось, это уже давно можно было оправдать привычкой или естественной человеческой ленью и страхом познать и научиться чему-нибудь новому, но всё же я опять и опять перебираю в голове разные ритмы и звуковые последовательности чувствуя, что вся эта внутренняя какофония при определённых, не всегда зависящих от меня обстоятельствах, иногда может превратиться в музыку, в ту самую музу, которой служили, служат и будут служить люди, выбирающие, подобно математикам свой совершенный мир, где господствует чудо условности. Недаром музыка в средневековье преподавалась в университетах наравне с математикой, астрологией и не была ровнёй искусствам. Подобно математикам музыканты строят свой мир основываясь на символах выдуманных ими. Ведь в природе нет мелодий, звукорядов, гармонических и ритмических музыкальных последовательностей, которые прежде всего подчиняются числу, и в отличии от физики, изучающей природные закономерности, музыка всецело является плодом человеческой выдумки, но выдумки иногда примечаемой богом. Наверное, и григорианский хорал у католиков, и знаменный распев у православных породили всё то великое множество музыкальной архитектуры, которой мы сейчас владеем, в отличие от восточной музыки, которая до сих пор остаётся одноголосной. Но чудо коммуникации, которою даёт нам музыка в независимости от религии и языка, именно сейчас, в 21-ом веке позволяет нам ощутить сакральную и архетипическую природу человека. Благо современные технологии позволяют быть в контексте событий, где бы они не происходили. Недаром именно сейчас самым интересным и динамичным явлением стала "world music", музыка основанная на этнических корнях, впитывающая в себя завоевания классической музыки, ритмику джаза и драйв рока. Современный композитор, чрезвычайно счастливый профессионал. Он теперь в одиночку, подобно художнику или литератору, может создать и представить на суд слушателей свои произведения. В отличие от композиторов прошлого, которые писали нотные партитуры - напутствие музыкантам-исполнителям. Но главное отличие современных музыкальных компьютерных технологий в том, что они позволяют слушателю интерактивно участвовать в процессе познания музыки. Наконец-то зритель может участвовать в диалоге, предложенном автором! Мой друг и партнёр Игорь Ткаченко так сказал о будущем музыки:- "Я твёрдо верю в то, что будущее музыки в интерактивности. История показывает, что за возникновением новых технологий, следовало появление новых жанров искусства: фонограф, кино, радио, телевидение... То же происходит и с компьютерной технологией". Теперь несколько слов, почему я не хочу преподавать. Музыкальное образование, хотя и очень разработано в России, но в отличие от других образований - 3-х ступенчатое, что, безусловно, большой прогресс, но, по сути, оно остаётся с 19-ого века ретроградным. Детей обучают игре на разных музыкальных инструментах и традиционной теории и музыкальной композиции, совершенно не задумываясь над тем, что лет через 20 , после завершения ими 3-х циклов образования, многие музыкальные инструменты, а вместе с ними и профессии канут в лету, подобно, скажем, тому инструменту, на котором я люблю порой музицировать - виоле де гамба. Что и говорить, современные цифровые технологии позволяют за очень маленькие деньги приобретать носители, скажем mp3 и наслаждаться 14-ю часами музыки, записанными на одном диске ёмкостью 650 mb, или в том же формате, но на диске dvd уже 60-юдесятью часами. О чём это говорит? Доступность любой музыки и её количество очевидно. Вопрос? А может ли всё это переварить пользователь? Мы пошли дальше с моим другом Игорем Ткаченко и нашими партнёрами. Мы создали музыкальные интерактивные компьютерные игры, которые адресованы прежде всего детям, хотя уверены, что их родителям они тоже будут интересны. На самом деле уже интересны и это подтверждает шквал писем пользователей и множество самых престижных премий полученных играми за последние два года. Что же такое музыка? Авторский набор звуков, подчинённой определённой абстрактной логике или то, что вызывает живые эмоции - слёзы, смех, грусть, или вегетативные реакции, например, гусиную кожу...? "Виктор Соболенко ." 29.11.04
|
"Звуковой дизайн Виктора
Соболенко. " Виктор Соболенко - виолончелист, пианист, композитор, он известен как исполнитель академической, современной, аутентичной, экспериментальной музыки, джаза, арт-рока и т.д. По-настоящему универсальный музыкант! В 1990 году Виктор был одним из основателей ансамбля "Musica Petropolitana". Несколько лет назад он сказал: "Невозможность существования в четкой ритуальной среде, где функционируют все музыкальные институты, толкнуло меня на создание собственной музыкальной атмосферы, которую я назвал субъективной аудиоэкологией. Она связывает меня с природой и с другими людьми, и становится объективной, когда я нахожу единомышленников. Все мои музыкальные эксперименты с виолончелью, виолой да гамба, фортепиано, синтезатором и т.д.- это своеобразный звуковой дизайн, создающий аудиоэкологичное пространство, где сосуществуют разные звуковые традиции". В 93 году вместе с американским пианистом Игорем Ткаченко Виктор создает "Дуэт 21 века". Этот чудесный дуэт выпустил немало великолепных компакт-дисков, с успехом выступал в США, в Германии и в других европейских странах. Любопытно, что Виктор и Игорь познакомились в Питере, а в феврале 94-го вновь встретились, но уже не в нашем городе, а в Бостоне; кстати, свой первый гастрольный тур ДУЭТ провел в США, причем вместе с Алисой Фрейндлих, однако, актриса выступала в первом отделении, а потом, после антракта, на сцену выходили музыканты. Впрочем, активная творческая деятельность Соболенко не ограничивается "Дуэтом 21 Века", он сотрудничает и с мультиинструменталистом Сергеем Гасановым, и с лютнистом - барочником Антоном Бируля, и с множеством других замечательных исполнителей. Виктор, ты известный композитор и музыкант, но еще ты называешь себя аудиоэкологом. Что это значит? СОБОЛЕНКО: Дело в том, что длительное время я размышлял о ситуации в современной жизни и при этом я также стал думать о том, какое место занимает музыка, и какое же место занимает весь остальной шум, который производят люди, причем этот шум, так скажем, не всегда музыкальный... Да нередко и музыка тоже является шумом. И та музыка, которая звучит громче, она, как правило, и продвигает себя. И если мы подумаем о том, как музыка с доисторических времен развивалась, то мы поймем, что она, к сожалению, развивалась по принципу повышения ее громкости. А громкая музыка - она не экологичная, ведь еще в древнем Китае говорили: "Там, где появляется громкая музыка - ждите конца". И все-таки, что ты имеешь в виду, когда говоришь - причем довольно часто - о звуковом дизайне? СОБОЛЕНКО: Когда я говорю о звуковом дизайне, я не имею в виду звуковой web-дизайн, ведь саунд-дизайнер - это человек, который моделирует звуки в новых компьютерных программах. Я же говорю о том, что музыка в наше время является оформлением, и она снова стала тем, чем она была до начала активной концертной деятельности, еще до Ференца Листа - то есть, она была ритуальной, она обслуживала церковь и разные светские мероприятия, и вот теперь она на другом витке снова стала такой же. И вот моя задача, как оформителя, как дизайнера, приспособить свои музыкальные идеи к новому современному пространству. У тебя очень много интереснейших музыкальных проектов, но едва ли не самый оригинальный - это ДУЭТ 21 века. Как ты познакомился с пианистом Игорем Ткаченко, который живет в Бостоне? СОБОЛЕНКО: В следующем году как раз будет десятилетие нашего знакомства с Игорем и десятилетие нашего дуэта. А познакомились мы в Петербурге, Игорь тогда в первый раз заехал на другой континент, после своей эмиграции, а эмигрировал он вместе с родителями, когда ему было 14 лет... Он приехал и был в совершенном восторге, это был великолепный год -1993-й, великолепное лето... 1993-й год, пора всеобщих иллюзий... СОБОЛЕНКО: Да, пора иллюзий, и дешевое пиво "Балтика", и великолепная возможность для выступлений человека, приехавшего из-за рубежа, потому что тогда любой концертный зал можно было снять за чуть ли не за тридцать долларов. Мы сняли неофициально зеленую гостиную Зубовского особняка, и слава Богу, что был тогда человек с дат магнитофоном, который записал этот концерт. И осталась достаточно качественная запись, которая полетела по свету и через некоторое время у нас появился американский поклонник, немецкого происхождения, он и пригласил меня, в Америку, где у нас с Игорем был великолепный тур... - А потом были и другие туры, и записи альбомов, и гастроли по другим странам.. СОБОЛЕНКО: Да-да-да, безусловно. Но, к сожалению, общались мы мало... то есть, это хорошо, что мы общались редко и не надоедали друг другу, а с другой стороны, как много мы могли бы сделать, если бы жили рядом друг с другом о друга ...Но я надеюсь, что сейчас, когда я, наконец, компьютеризировался, мы с Игорем хотя бы в виртуальном пространстве будем друг к другу ближе... - Виктор, с чего начались твои занятия музыкой? - СОБОЛЕНКО: Я музыкант в третьем поколении, отец - скрипач, вставил мне в ключицу скрипочку достаточно рано. Насколько я помню, в четыре с половиной года он мучил меня некоторое время... - - Ты протестовал? СОБОЛЕНКО: Я не то, чтобы протестовал, я просто не понимал, чего от меня хочет папа. Будучи замечательным педагогом, для своих учеников, для своего сына он не оказался таковым... Потом моя бабушка взяла меня в Петербург, потому что до этого мы жили в Вологде, где отец был солистом вологодской филармонии. И бабушка стала мне давать классическое интеллигентское питерское образование. В котором, естественно, была и музыка, я стал играть на фортепиано, но мне очень хотелось сочинять и импровизировать, причем с самого глубокого детства, а так как мои родители были инструменталистами-оркестрантами, то они, вероятно, решили из меня сделать лучшее подобие самих себя... - То есть, для них импровизации были неприемлемы? СОБОЛЕНКО: Ни импровизации, ни сочинительство... Мне была сказана такая простая фраза... что музыка уже вся написана. И рояль от меня закрывали на ключик, чтобы я не бренчал... Мне нравилось забираться внутрь рояля... и под рояль и извлекать из него какие-то другие звуки, Чем те, которые можно извлечь на клавишах. Естественно, что виолончели тогда еще не было, потому что мама тогда не вернулась с отцом из другого города сюда, но, тем не менее, образование заключалось в следующем: играй свои этюды, немножко Чайковского, немножко Моцарта, а вот когда все это научишься играть, тогда посмотрим... - Но уже потом, позже, ты стал интересоваться импровизацией и в дальнейшем ты очень часто использовал ее в своей музыке... СОБОЛЕНКО: Безусловно. Но на самом деле с джазом я познакомился достаточно рано, потому что у папы была хорошая, по тем временам, коллекция джазовых пластинок. - Вы постоянно находитесь в контакте с Игорем Ткаченко, обмениваетесь мейлами - ведь у тебя недавно появился компьютер - раньше были телефонные звонки и факсы - но все-таки, он не собирается приехать сюда, чтобы вы могли выступить здесь вместе? СОБОЛЕНКО: К сожалению, у Игоря отказала левая рука... он может играть только одной рукой, правой... Дело в том, что американская действительность, к которой мы стремимся, она очень жестокая... в свое время Игорю, для того чтобы жить независимо, приходилось играть по 11-12 часов в сутки, он работал как тапер, на моден дэнс, по 11 часов и это сказалось, к сожалению, сейчас, через пятнадцать лет после той жуткой работы... но до того, как это все случилось, Игорь очень много играл. А еще Игорь занимается тем, что оформляет веб-сайты оригинальными саундтреками, этот бизнес сейчас очень хорошо развивается... а сюда он, наверное, пока не приедет, я надеюсь увидеться с ним там. Я не знаю, сколько потребуется ему времени для восстановления руки, нужна серьезная операция... * Кто из музыкантов и композиторов является теперь для тебя авторитетом? СОБОЛЕНКО: Это очень сложный вопрос ... я музыку черпаю из воздуха, из дыхания природы и тех звуков, которые меня окружают, не музыкальных на самом деле... мне уже давно не хочется никому подражать. - У тебя во многом негативное отношение к современной музыке... - СОБОЛЕНКО: Мне тяжело долго слушать любую громкую музыку, какой бы она не была. А современные аудиоустройства позволяют любую музыку слушать на таких децибелах, мы будем получать уже наркотически физиологическое удовольствие, и мне это особенно бросается в глаза в последние два-три года. У меня нет негативного отношения к современным жанрам, у меня негативное отношение к каким-то определенным проявлениям в разной музыке. Естественно, что я воспитывался не только на джазе, не только на классике академической и на старинной музыке, но и на роке, и до сих пор для меня остаются любимыми группами DEEP PURPLE и YES. - - С недавнего времени ты стал вместе с замечательной аккордеонисткой Эвелиной Петровой исполнять музыку танго... - СОБОЛЕНКО: Танго-традиция для меня очень важна. В 1993 году я впервые услышал великого Пьяцоллу и был потрясен тем, что эта музыка совершенно заполнила меня до - так сказать - краев! Я долгое время не мог понять, почему же так произошло, и только недавно до меня дошло, что Пиацолла в своем танго делал то, что я делаю в разных жанрах музыки, он в танго вдохнул свою любовь к барокко, он вдохнул туда ритмы джаза и драйв рока. Это все то, что я очень люблю! И поэтому для меня совершенно естественно было не подражать Пиацолле, а писать то, что на самом деле наболело внутри... вообще в танго внутренняя страсть и боль замечательно перевоплощаются в музыку, с Игорем мы еще начали в 1995 году писать альбом, который потом мы, когда он вышел, назвали "Вокруг танго" и альбом этот был посвящением АСТОРУ ПЬЯЦОЛЛЕ. И когда возникла возможность поиграть с аккордеонисткой такой великолепной - это произошло в 1998 году - то мы с радостью попробовали, а год назад мы начали активно сотрудничать, и я надеюсь, что в ближайшее время мы запишем альбом, который будет называться "Северное Танго". - Один из твоих проектов является ТРИО ДЕ ДЖАЗЕЙРО... - СОБОЛЕНКО: Да, это один из моих любимых проектов, к сожалению, мы редко играем с музыкантами Александром Бесчастным и Алексеем Чижиком, потому что они заняты в других ансамблях и часто отсутствуют, но к счастью нам удалось в 2001 году записать альбом. - - В твоем сольном фортепианном альбоме "Фонотека Настроений" очень ярко проявились интересы к импровизации, и я считаю, что мог бы записать и выпустить еще не один такой альбом... - СОБОЛЕНКО: Я надеюсь, что смогу выпустить еще не один такой альбом. Да, это все импровизации. Это та музыка, которая не записана на ноты и не исполнена больше нигде, это те идеи, с которыми я засыпаю и просыпаюсь, и вместо зарядки - у меня фортепиано, и все идеи, которые мне приснились во сне, до утреннего кофе я проигрываю на фортепиано. В конце концов, фортепиано для меня - лаборатория, и я надеюсь, что теперь у меня будет и компьютерная лаборатория. "GEORGE (А.Гуницкий) Радио России . " 5.11.2002 |
"Виктор Соболенко & Эвелина
Петрова "Северное танго." Если вы любите музыку танго, то вам альбом "Северное танго" точно понравится. Если же к музыке танго вы относитесь с безразличием и ничего толком про нее не знаете, то вам представляется чудесная возможность изменить свое отношение к этому музыкальному жанру. Не стану скрывать: увы, прежде именно так, бессмысленно, стереотипно и тупо, ваш покорный слуга и воспринимал великую танго-культуру. Нет, априори я, разумеется, понимал, что танго больше, круче, интереснее и значительнее, чем мои примитивные о нем представления. Но чрезмерно глубокая погруженность в рок, в ролл и в прочую звуковую контркультуру изрядно ограничивает восприятие других форм творчества. Знаю это по себе! И соответственно мне казалось, что танго совсем не вписывается в сегодняшний расклад и что теперь без него запросто можно обойтись. Однако после того, как мне довелось посетить выступление замечательного дуэта Виктор Соболенко (виолончель) - Эвелина Петрова (аккордеон), я расстался с собственным невежеством и стал относиться к танго совсем по-другому. Ну а теперь наконец-то вышел life-альбом "Северное танго". Это очень, очень по-настоящему! И Лина, и Виктор давно уже не нуждаются в рекомендациях и представлениях, но здесь виртуозные музыканты продемонстрировали новые грани своего профессионализма. Первоклассный, высшей пробы альбом! Здесь можно услышать шесть композиций, музыку к которым написал крестный отец танго Астор Пьяццолла, сочинения других авторов и несколько пьес Виктора Соболенко. Пожалуй, именно последние являются безусловной кульминацией уникального диска. Потому что они (воспользуюсь высказыванием арт-критика Георгия Левина; я не слишком люблю цитаты, но иногда без оных обойтись никак невозможно...) "более радикальны в звуковом отношении и больше насыщены драйвом, чем пьяццолловские". Да, он, безусловно, прав. Но ведь Виктор сочинил свои темы не в прошлом тысячелетии, а совсем-совсем недавно (исключением только является "Тристеза ХХI века", которую Соболенко исполнял и записывал еще вместе с Игорем Ткаченко в неподражаемом "Дуэте ХХI века"), и поэтому композитор не мог не отразить в своей музыке тревожное, взбудораженное дыхание нынешней эпохи. Самые сильные и впечатляющие номера диска - "Хирургическое танго", "Черный снег", "Аргентинский вариант, или Охота на акул" и "Милонга белой ночи". Хотя ничуть не менее интересно, когда в исполнении дуэта звучат пьяццолловские темы "JEANNE Y PAUL", "Milonga sin PALABRAS", "Esqualo" и особенно "Libertango", в которых остро пульсируют чувственность, эмоциональность, страсть и хмельные вибрации южных ночей... Впрочем, что бы ни играли Виктор и Лина, их хочется слушать как можно дольше. А после внимательного знакомства с нетрадиционным саундом удивительной коллекционной пластинки становится очевидным, что она является продуманной и страстной импровизацией на звуковые сюжеты танго и разрушает привычные, устоявшиеся за многие десятилетия танго-каноны. Но Виктор Соболенко и Эвелина Петрова не останавливаются на достигнутом, их увлекательное путешествие по стране танго продолжается! "GEORGE (А.Гуницкий) Смена СПБ . " 25.10.2002 |
"Виктор Соболенко. Фонотека
настроений." Аутентичная, камерная, академическая, экспериментальная музыка…Во множестве форм и жанров уже успел проявить себя замечательный виолончелист Виктор Соболенко. Но в альбоме "Фонотека настроений" он один играет на фортепиано, здесь звучат восемь спонтанных импровизаций, многие из которых вполне вписываются в джазовую эстетику. Как известно, один из проектов Соболенко называется "Трио де Джазейро", но там он играет исключительно на виолончели. Виктор не специализируется на джазовом фортепиано у него множество других творческих интересов. Однако джаз ему давно, с юношеских лет интересен. Однажды музыкант сказал: "Надеюсь, что смогу выпустить ещё не один такой альбом. Эта та музыка, которая не записана на ноты и не исполнена больше нигде. Это звуки, с которыми я засыпаю и просыпаюсь, а вместо зарядки - у меня фортепиано. И все идеи, которые мне привиделись во сне, я ещё до утреннего кофе проигрываю на фортепиано. В конце концов, фортепиано для меня - это лаборатория…". "GEORGE (А.Гуницкий) Смена СПБ . " 13.09.2002 |
"Игра со звуком или Мир звуковых архетипов." Виктор Соболенко и Сергей Гасанов знакомы уже пятнадцать лет, но активно сотрудничают с лета 2001 года. Их первое официальное совместное выступление состоялось на международном фестивале КУКАРТ в Пушкине под Петербургом. Затем последовали клубные концерты, в том числе в любимом музыкантами JFC - джаз клубе, где Сергей Гасанов представляет проект "Этно - Мир", а Виктор Соболенко - "Старое, новое и новейшее танго". Музыканты родились и живут в Петербурге, городе изначально привечавшем различные музыкальные традиции. При всей очевидной разнице менталитетов Сергей и Виктор духовно близки и те тернистые звуковые пути, которые, казалось, должны были бы помешать совместному творчеству, наоборот объединили музыкантов. Сергей Гасанов строит свой звуковой дом, отталкиваясь от восточных классических способов музицирования (рага, мугам), в то время как Виктор Соболенко отталкивается от классических европейских звучаний, славянского фольклора и современных джаз роковых ритмов. Увлеченность С.Гасанова духовным наследием востока, а В.Соболенко философией К.Юнга удивительным образом соединилась в новой импровизационной музыке, которая с одной стороны дышит григорианским хоралом и древними восточными ритмами, а с другой наполнена музыкальной интерпретацией современной звуковой среды. Музыкальные инструменты впечатляют: ситар, тар, дудук, индийская флейта (С.Гасанов); виолончель, виола да гамба, фортепьяно (В.Соболенко), которых порой музыкантам не хватает, и они используют свои голоса и электронный ритм бокс. Как говорят музыканты: "Пятнадцать лет мы развивались в параллельных пространствах, а как известно они не пересекаются, но в нашем случае пространство изогнулось и позволило нам соприкоснуться, подобно пересекающимся прямым Лобачевского..”. "В.Челлин . " 8.08.2002 |
"В.Соболенко и Р.Фанин. Невидимый город." Виктор Соболенко (виолончель, фортепьяно) и Рашид Фанин (гитара, банджо) записали этот замечательный альбом ещё в 1993 году. Великолепные импровизационные композиции! Если бы Рашид не уехал из России в 1995-м, то их сотрудничество с Виктором могло бы стать постоянным и очень плодотворным. Но судьба распорядилась по-своему… Жаль. К счастью, сохранившаяся и вполне качественная запись позволила Виктору издать это сокровище. И совсем не случайно он называет сотрудничество с Фаниным одним из самых сильных переживаний своей юности. Также в "Невидимом городе" можно услышать сольные импровизации Соболенко на фортепьяно - "Мозаика, или Гимн несуществующему государству" и два сольных виолончельных номера - "Русский наигрыш" и "Фортуна", которые он записал в 1994-м, в Нью-Йорке. Я убеждён, что можно бесконечно слушать "Невидимый город", он не может надоесть! И уже названные мной пьесы, и композиции "Автопортрет", "Постмодерн джаз", "Посвящение женщине", "Ленинград-Петербург" (да и все остальные!) - настоящее доподлинное чудо! Что это такое в жанровом плане? Импровизация вне (сквозь! между! сверх!) стилей!!! По хорошему завидую тем людям, которым ещё предстоит познакомиться с этим совершенным произведением очень высокого и очень изысканного музыкального искусства! "А.Гуницкий. Вечерний Петербург. " 29.03. 2002 |
"Фонотека настроений." В альбоме "Фонотека настроений" замечательный виолончелист Виктор Соболенко записал восемь импровизаций на фортепиано. Нет, я не ошибся… Здесь в самом деле звучат сольные фортепьянные композиции! Очень давно не приходилось мне слышать столь изысканной музыки! Да здравствует божественное сумасшествие Виктора Соболенко! В его многоплановом импровизационном альбоме есть и джазовые интонации, да только совсем не хочется мне в связи с чудесной "Фонотекой настроений" рассуждать о жанровых характеристиках. Гораздо важнее другое: именно сегодня, 22 февраля, Виктору Соболенко исполнилось сорок лет! И я от всей души поздравляю его с днём рождения! P.S. Витя, дорогой, когда же появится твой следующий альбом? Поскорей бы!!! "А.Гуницкий. Вечерний Петербург. " 22.02. 2002 |
"Виктор Соболенко: человек-виолончель, или "Я
Резонирую..."" Виктора Соболенко можно без преувеличения, назвать универсальным музыкантом. Он концертирует, исполняя свою и чужую музыку на виолончели и виоле да гамба, выступает с джазовыми импровизациями, устраивает перфомансы, сочиняет музыку для кино и телевидения. Наш разговор затронул множество тем, важных для понимания человека, предпочитающего поиск того, что интересно ему. Разные партнёры, с которыми он исполняет музыку, путешествия, художественные и жизненные впечатления рассматриваются Виктором как необходимые составляющие звукового дизайна, философию которого он формулирует в такой же своеобразной манере, в какой он играет и сочиняет музыку. -Виктор, расскажите о своих истоках, о детстве… -Когда я стал сознавать музыку, то я её воспринимал в живом контексте репетиций моих родителей: скрипача и виолончелистки. Папа был солистом Вологодской филармонии, мама преподавала в музыкальной школе и в училище. Они вместе выступали, играли квартеты трио. В доме постоянно звучала живая музыка. С другой стороны - много лёгкой музыки: джаза - песни Гершвина, композиции Луи Армстронга, позже Оскара Питерсона. Потом появилась пластиночка Грапелли и Менухина. Тогда я впервые услышал, что происходит, когда классический музыкант начинает играть джаз. -И что же? -Для этого сначала надо стать "классическим музыкантом". В четыре с половиной года папа вставил мне скрипочку в ключицу и начал мучить. Как папа Паганини - то есть с рукоприкладством, ором, с битьём смычком. Скоро всё это закончилось. Я приехал в Петербург к бабушке, и меня отдали на фортепиано. Потом я поступил на виолончель. Пока я учился в школе, джаз оставался для меня непостижимой формой. Под видом решения гармонических задач я начал изучать блюз. Я слушал пластинки и пытался разобраться в формообразующих вещах. Я начал задумываться над тем, что такое музыкальный язык, и столкнулся с парадоксом, что в разных эстетиках одни и те же созвучия выражают совершенно разные эмоции. Это была первая бомба, брошенная в меня при помощи джаза: я начал сомневаться в том образовании, которое получил. Оно было основано на выполнении определённых правил. А джаз - это свод уловок. Когда я уже изучил гармонию, уловки разрешающие и запрещающие, поиграл как пианист в нескольких традиционных джазовых командах, то начал понимать, как устроена музыка. Мне вдруг стало скучно и неинтересно. Тогда я стал экспериментировать с разными жанрами и направлениями. В какой-то момент, занимаясь музыкой, я понял, что она самоценна только тогда, когда ты с ней наедине или находишься среди единомышленников. А когда начинаешь входить в любую профессиональную сферу, то сталкиваешься с массой законов, которые диктуют определённые правила. Попадаешь в структуру. В которой безумно скучно. - Чтобы закончить тему джаза: что любил? Что поражало? С кем играл? - Я изучал старинную, восточную музыку. Экспериментируя, я открыл Кейта Джарета и поразился сходству с тем, что я наигрывал у себя дома. Потом я услышал Майлза Дэвиса, который меня потряс так же, как Пабло Пикассо в своё время. С одной стороны, было так странно: вроде и не труба, и звук какой-то не такой, и играет мало. Потом только я врубился, что он - концептуалист. Как он пространство организовал! После длительного романа со старинной музыкой я познакомился с совершенно удивительным человеком - Рашидом Фаниным. Знаешь, бывают люди, которые рождены с инструментом. Вот он словно был рождён с гитарой. У него были уникальный слух и память. Он всё играл со слуха. Мог даже исполнять фламенко: услышит мелодию несколько раз и сыграет её один в один. Мы играли очень длинные спонтанные композиции, которые могли длиться полчаса, час. Это был поток сознания. Разговор двух людей. Но это была не какофония, не дурь, а такое удивительное взаимопонимание, когда мы играли совершенно интуитивно. Это были совместные медитации, хотя тогда я не понимал, что это такое. Музыка была какой-то удивительной стихией, где он и я делали что-то третье. Это было одно из самых сильных переживаний моей юности. - Получалось что-то вроде фри-джаза? - Нет. И с Рашидом, а потом с Игорем Ткаченко, импровизированная музыка всегда была между стилей. Мы через эти структуры, через эту музыку развивались как личности. Ансамблист мне был послан с небес. Игорь Ткаченко очень образованный человек: профессиональный композитор. Когда мы познакомились в 1993 году, он только начинал играть сольные концерты - импровизации. Мы стали играть вместе, в основном в Германии, и начали активно сотрудничать. Общались во время турне: такие были знаменательные для меня дни, потому что проверялись все наработки за несколько месяцев. - Такая импровизация создаёт вокруг себя пространство? - Да. Для меня это очень важно, что в каждом стиле, в каждой отрасли музыки есть что-то, к чему я испытываю симпатию или, наоборот, полную антипатию. Если говорить о моей композиторской "всеядности", я - человек посткейджевского периода, акционист. Для меня очень важен подтекст и идея, которая будет моделироваться в каком-то звуковом пространстве. Если это идея, которая требует классического звучания - оно будет. Если понадобится ненавистное мне равноправие 12 тонов, но это будет оправдано философским концептом - тогда будет додекафония. Если говорить о звуковом дизайне как о музыкальном оформительстве философской идеи, тогда я буду оформителем, но философской идеи, а не бытового ритуала. - А почему это важно? - Это самое серьёзное, потому что я создаю свойства. Докапываюсь до сути. То есть я иду всегда от двух противоположных вещей. Они заставляют вибрировать. Когда находишься в состоянии мембраны, начинаешь резонировать. Это рождает новый ритуал, который позволяет мне всё-таки оставаться в этом мире в адекватном состоянии. Я остаюсь в ритуале, который творю и которому следую. А так как я безумный человек, то не могу подчиниться никакому другому ритуалу. В определённом смысле я сам являюсь виолончелью. Я резонирую.”. "Анна Порфирьева Empire of Art (Империя искусства). " январь 2002 |
"Дуэт 21-го века. Знойное танго декабря." Холодает день ото дня, так что самое время согреть себя горячими ритмами латиноамериканской музыки, правда? Знаменитый петербургский танго-дуэт Эвелина Петрова, аккордеон (все питерские меломаны знают её по выступлениям с Вячеславом Гайворонским), и Виктор Соболенко, виолончель (известный петербургский музыкант, выступавший в Карнеги-холле и самых престижных европейских залах), представляют свою хит - программу "Старое, новое и новейшее танго". Это оригинально выстроенная композиция, которая преподносит не только историю танца страсти от королей аргентинского танго Карлоса Гарделя (старое) и Астора Пьяццоллы (новое), но и предлагает современные оригинальные композиции Виктора Соболенко в стиле Tango Nuevo. Это жгучее блюдо для гурманов и ценителей стильной музыки можно будет отведать 13 декабря в арт-кабаре "Бродячая собака" на площади Искусств..”. "Наталья Шкуренок. Реклама-Шанс " 13.12.2001 |
"Дуэт 21-го века. Вокруг танго" Виолончелист Виктор Соболенко и пианист Игорь Ткаченко создали “Дуэт 21-го века” в 1993 году. За прошедшее время этот более чем своеобразный дуэт записал несколько замечательных альбомов, а также совершил немало гастрольных поездок. “Музыка души, полная печали и темперамента, своевольная в звучании и технически блистательная…” - так написала о “Дуэте 21-го века” одна из немецких газет. Виктор и Игорь исполняют первоклассную импровизационную музыку. И поэтому неудивительно, что их концертные турне проходят с огромным успехом. Дуэт уже выступал в США, Германии, Финляндии, и всюду публика с огромным интересом воспринимает их творчество. Только неизвестно, к сожалению, когда же дуэт будет выступать в Питере… Сами музыканты совсем не прочь поиграть на местных концертных площадках, но Виктор живет на Васильевском, а Игорь - в Бостоне. Поэтому обмен идеями и обсуждение дальнейших творческих планов осуществляются благодаря телефону и факсу. У каждого из музыкантов (немаловажно, что Соболенко и Ткаченко справедливо считают себя и исполнителями, и композиторами) есть собственные творческие проекты. Виктор, например, играет в “Трио де Джазейро” и в танго-дуэте с Эвелиной Петровой. Однако и собственно “Дуэт 21-го века” уже достаточно давно интересуется танго. Это в высшей степени убедительно демонстрирует альбом “Вокруг танго” (другое название - A Tribute to Astor Piazzolla), в котором звучат две сюиты Aestoria Игоря Ткаченко и Piazzollia Виктора Соболенко. Все композиции на этой по-настоящему коллекционной пластинке являются данью памяти великому Астору Пьяцолле, хотя дуэт исполняет не аранжировки его сочинений, а свои композиции. В которых (позволю себе еще одну цитату из газеты “Кильские известия ”) “дух танго-нуэво сочетается с достаточной самобытностью и характерной индивидуальностью дуэта”. И все это в самом деле так. Эх, услышать бы волшебные вариации на темы танго в живом исполнении! Но пока еще никому не известно, когда же фантастический дуэт сможет сыграть в нашем городе, к тому же самый обычный авиаперелет из Штатов в Россию вследствие всем известных и очень печальных обстоятельств теперь стал весьма опасным удовольствием… Что ж, будем пока наслаждаться альбомом “Вокруг танго”. А тем, кто станет его слушать, следует иметь в виду, что дуэт явно умеет опережать время, ведь у Игоря Ткаченко и у Виктора Соболенко нынешний век начался еще в начале последнего десятилетия минувших ста лет. "А.Гуницкий Вечерний Петербург", 28.09.2001 |
"TRIO DE JAZZAIRO" Первый альбом ансамбля, в котором играют Виктор Соболенко (виолончель), Алексей Чижик (виброфон, маримба) и Александр Бесчастный (контрабас). Виртуозное трио существует уже несколько лет, но выступать и записываться музыканты не могут регулярно, поскольку все заняты и в других проектах. Виктор Соболенко, например, играет еще и барочную, и экспериментальную музыку. Первый диск (надеюсь, что далеко не последний!) достоин самого пристального внимания, виброфона тут, быть может, слишком много; нет, я ничего не имею против мастерской игры Чижика, только звучание вибрафона порою явно доминирует. Зато главное достоинство альбома сосредоточено в сольных партиях Виктора Соболенко. Они в высшей степени выразительны, изысканы и проникновенны, и хотя его партнеры также работают очень и очень, но когда звучит волшебная виолончель Виктора, то возникает ощущение, что переносишься в некий другой мир… туда, где жизнь более осмысленна и полноценна и где нет фальши, лажи и обыденной, скучно-изнурительной повседневности. И кажется, что только там, в этом чудном мире восходит солнце и все еще только начинается! И не случайно финальная пьеса изумительного альбома называется “Встреча в будущем”. И еще мне хочется выделить композиции “Воздух Петербурга”, “Утренний город”, “Долгожданное дитя”, “Лунный свет”…право, я с трудом их выделяю, ведь слабых, проходных пьес в “TRIO DE JAZZAIRO” нет. Диск издан небольшим тиражом. Хочется надеяться. Что найдется солидная рекордз-компания, интересующаяся не только модной или раскрученной музыкой, и что она (компания эта) не пожалеет денег и переиздаст уникальный релиз. "А.Гуницкий Вечерний Петербург", 10.08.2001 |
"Люди, которые играют танго" "Ю.Бройдо Вечерний Петербург", 10.09.2001 |
"Виктор Соболенко - человек и пароход." "Адрес завтрашнего концерта питерских барочников Антона Бируля ( лютня, теорба ) и Виктора Соболенко ( виола да гамба ) ещё никогда не попадал в афишу: это ледокол "Красин", исторический, легендарный и пр. который сейчас стоит на приколе в конце набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института ( начало концерта в 18.00, телефон ледокола 324-94 -48) . Конечно, мне сразу захотелось выведать подробности у непосредственного участника столь оригинального действа, и я позвонила Вите, по совместительству - моему хорошему другу. - Ты недавно приехал из Новосибирска?! Ну и как? - Это первая моя поездка на восток. Обычно самой крайней точкой путешествия в этом направлении был город Самара. Естественная же география - на запад и иногда в Москву. В Новосибирск - три тысячи километров, четыре часа лёту, что соизмеримо примерно с бутылкой 0,7 на троих. - Кто был третьим? - Летели мы с Антоном Бируля, корый иногда заезжает сюда, работая в Варшаве и учась в Голландии. А третьим был замечательный музыкант, с которым мы были давно знакомы, но как-то сдружились именно в Новосибирске, - Лёша Иванов, контрабасист из заслуженного коллектива: он играет также на виоле да гамба. Прилетели рано утром, на три часа время сдвинулось, ещё толком не проснувшись вышли из самолёта… и такое ощущение, что перенеслись машиной времени лет на пятнадцать назад: удивительное ностальгическое ощущение. Пока ехали из аэропорта через весь город , всё старались понять - совок это или не совок? Да вроде даже и не совок: ну нет такого обилия рекламы, которой завешан теперь Петербург, - и удивительно чисто! Чистые автомобили , чистые люди… Первый раз в жизни увидел двухметровые сугробы и одноэтажные сибирские дома в виде колокола , засыпанные по крышу снегом. Нас пригласил новосибирский ансамбль Insula Magica на Фестиваль старинной музыки. Этот коллектив приезжал сюда осенью на 3-ий Международный фестиваль старинной музыки в Петербурге. Их десятилетний юбилей сподвиг местное начальство поддержать фестиваль, который нынче стал международным, хотя там был всего один настоящий иностранец: один, но совершенно выдающийся - француз Андре Габриэль, играющий на очень странном инструменте, виденном мною впервые в жизни. Это гялюбе, который в Музыкальной энциклопедии называется флажолетом: он состоит из двух частей - маленькой трубочки-сопилочки с тремя дырками - ( для пальцев левой руки ) и тамбурина, висящего на правой. Габриэль на своём примитивном инструменте играет сложнейшую флейтовую музыку - концерты Вивальди, Буамортье. Можно и Антона Бируля тоже назвать западным человеком, потому что он уже семь лет живёт в Голландии и три года работает в Варшаве: он - единственный в мире лютнист на зарплате. - Ты ещё что-то говорил про Новосибирск как город победившей культуры… - Это совершенно потрясающая история. Когда мы приехали в филармонию, оказалось, что филармония находится в музее Ленина - в Мраморном дворце по питерским меркам. Но сейчас это здание реставрируется, и филармония снимает зал у мэрии. Напротив мэрии - бывший обком партии, в котором теперь находится картинная галерея со всякими раритетами в том числе там висят работы Рериха. А с консерваторией и вовсе забавно. Это было первое место, которое мы решились посетить. В Новосибирске ещё везде, по старинке, самые непробиваемые охранницы - бабушки. Одна такая бабушка не пустила нас и мы в шутку спросили: "Что у вас тут, КГБ, что ли?" Она сказала"Да". Ну мы посмеялись и ушли. А на следующий день узнали, что консерватория действительно находится в бывшем здании КГБ. - А знаешь, что самое удивительное? В Новосибирске филармоническая публика очень похожа на нашу, которая была лет двадцать назад и которой сейчас нет. Произошло какое-то перемещение генотипа. Этот процесс начался давно, ведь во время войны много институтов было эвакуировано в Новосибирск, и в том числе - оркестр Мравинского. - Возвращаясь к фестивалю, скажу, что - как бы это банально не звучало - там был настоящий праздник. Питерцы и москвичи впервые подружились. Программы строились таким образом, что на одном из концертов все показывали привезённые выученные вещи, а на последних двух концертах был такой барочный "джем". Заключительный концерт вообще назывался " Барокк`н`Ролл ": музыканты вместе музицировали, импровизировали - иногда даже без репетиций. Собрались, конечно, уникальные люди. Первый раз в жизни я играл дуэтом с Анатолием Гринденко, легендарным аутентистом. Мы открыли друг друга с Назаром Кожухарём… После Новосибирска во мне что-то прорвалось: я по восемь часов в день играю на виоле да гамба и совершенно счастлив. Такую страсть к старинной музыке я испытывал только в самом начале - лет пятнадцать-двадцать назад , когда она была под умолчанием. - То есть Новосибирск - это глоток свежего воздуха? - Не глоток - поток! - И теперь этот поток грозит захлестнуть ледокол "Красин"? Кому вообще такая идея пришла? - Как-то мы с Антоном проезжали на машине по набережной Лейтенанта Шмидта - от его дома к моему, я посмотрел на ледокол "Красин" и говорю: "Антон, неплохо было бы там что-нибудь устроить". А он мне отвечает: " А я уже придумал! Я уже там был и со всеми договорился". Так что тут Антон меня опередил. С одной стороны, это совершенно абсурдная мысль - играть на ледоколе старинную музыку. Но с другой стороны, при некоторой работе мыслящих извилин можно найти нечто общее: музыканты, которые играют старинную музыку, в определённом смысле растапливают лёд равнодушия к этой музыке, и на самом деле сродни ледоколу , разбивающему льды. - Что в программе? Опять твой любимый Маре? - Большая часть - музыка, звучавшая при дворе Людовика ХIV и Людовика ХV. Сюита знаменитого гамбиста Маре, который в фильме " Все утра мира" совершенно незаслуженно представлен безумным коммерсантом, рвущимся к власти. Антон сыграет пьесы последнего великого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса, я - сольную сонату Телемана. И, может быть, будет Чакона Форкре: это такая антитеза Марину Маре - если Маре современники называли ангелом, то Форкре - дьяволом. Действительно, Форкре был Паганини гамбы, и сейчас я как раз разучиваю его сочинения: конечно, страдаю, но музыка совершенно волшебная..!. "Ю.Бройдо Вечерний Петербург ", 6.04.2001 |
"Дуэт XXI век" - это Игорь Ткаченко и Виктор Соболенко, клавишные и виолончель. Очень изысканный и необычный дуэт, исполняющий блистательную инструментальную музыку и уже выпустивший несколько компакт-дисков. Тем не менее, между собой музыканты общаются не слишком часто (в основном, по телефону или с помощью факса) и явно реже, чем им хотелось бы. Почему? Потому, что Игорь Ткаченко живет в Бостоне, а Виктор Соболенко в Санкт-Петербурге. Познакомились музыканты летом 1993 г., причем заранее их встреча не планировалась и, запросто, могла бы не состояться. Но судьба вильнула хвостом в нужном направлении (к счастью, иногда так бывает): Игорь приехал в Питер, его познакомили с Виктором, и 21 июля в помещении Музея музыкальных инструментов на Исаакиевской площади состоялся их первый концерт. Он был чисто импровизированным, заранее была оговорена только одна композиция. Рассказывая про эту первую совместную импровизацию, Виктор вспоминает: "Хотя мы и жили с Игорем в разных странах, но у нас оказались схожие музыкальны интересы. Это было такое безумное путешествие из старины - в современность, с Востока - на Запад, от американских блюзов - к русскому фольклору:". Первый концерт был записан на DAT-магнитофон (еще один благосклонный реверанс судьбы, ведь магнитофона могло бы и не оказаться в нужном месте и в нужно время:), причем в дальнейшем запись очень пригодилась, поскольку Игорь, вернувшись в США, нашел с помощью данной записи спонсоров - и, разумеется, немедленно сообщил об этом Виктору. Через полгода, в феврале 1994 г.. музыканты вновь встречаются, только уже н на невских берегах, а в славном городе Бостоне - там они репетируют, записываются, а потом совершают концертное турне. Эти первые десять концертов проходили в самых разных залах - и в джазовых клубах, и в синагогах, и в Карнеги-Холле. Любопытно, что свой первый тур "Дуэт XXI век" провел вместе Алисой Фрейндлих: актриса выступала в первом отделении, а после антракта начинали играть музыканты. Музыку дуэта нельзя охарактеризовать с помощью привычной терминологии, это и не джаз, и не рок. И не авангардские проделки (нет, не подумайте, автор этих строк с большим уважением относится к музыкальному авангардизму. Просто в наше время сие понятие во многом утратило прежний свой смысл). Это первоклассная импровизационная музыка, в состав которой удачно вплетены разнообразные стилистические приемы. "Музыка души , полная печали и темперамента, своевольная в звучании, технически блистательная:", так было написано про "Дуэт XXI века" в одной из немецких газет. Кстати, в Германии дуэт выступает очень часто. В 1995 г., когда Игорь и Виктор работали в Киле, они привлекли к одной записи известнейшего российского контрабасиста Владимира Волкова, а свое спонтанно возникшее трио музыканты назвали "Седые дети". В США у Ткаченко есть свой проект "Действующие лица", в котором принимают участие музыканты различных творческих вероисповеданий. Очень может быть, что в следующем году этот ансамбль приедет в Россию. Виктор Соболенко также создал в Питере собственный проект - это трио "Де джайзеро". Но, все-таки , наиболее полно и Игорь, и Виктор реализуют свое мастерство в "Дуэт XXI века". "Мне кажется, наш проект непотопляемый и даже вечный, потому, что мы друг друга дополняем, - говорит Соболенко. - Мы не мешаем друг другу, потому что подолгу не видимся": Двадцать первый век и так не за горами, но, благодаря дуэту Игоря Ткаченко и Виктора Соболенко, он оказался совсем рядом и даже начался в 1993 г.!. "А.Гуницкий Петербургский Телевик ", 14-20 сентября 1998 |
"Музыка грядущего столетия" "Окружная газета". Люнебург, 9.09.1997 |
"Дуэт XXI века" придает танго новые краски" Мелодия устало борется за свои звуки, скользит, скрежещет, бледнеет, вновь набирает энергию и мчится. Сила звука все прибывает, пока тема вновь не погружается в истому, раскачиваясь между экстазом и смертью. Ритм танго как никакой другой точно отражает эти краски. Игорь Ткаченко (фортепиано) и Виктор Соболенко (виолончель) самозабвенно предаются музицированию. В составе "Дуэта XXI века" они выступают с 1993 г. и за это время получили значительное признание. Они перескакивают через многие пропасти, соединяя серьезную и развлекательную музыку, традиции и современность и находя в своих композициях самобытный путь. Свою программу они назвали "Вокруг танго". Каждое из включенных в нее произведений исполнено энергии, чувственной мощи звуков, которые в своей стихийной, естественной силе, кажется, берут начало в самом духе романтизма. Но у музыкантов и в мыслях нет намерения заниматься манерным экскурсами. Заглядывая в 19 столетие, они в тоже время обращаются к джазу и к славянскому фольклору. Эта пестрая смесь временами грозит обернуться китчем, однако, музыканты всегда успевают круто развернуться на вираже. Идеи и вдохновение - это одно , а их реализация - совсем другое. Путь от идеи к сценическому воплощению не близок, потому что В. Соболенко живет в Санкт-Петербурге, где известен в кругах как свободный художник, в то время как И. Ткаченко задумывает и осуществляет свои творческие проекты в Бостоне. Обмен идеями, совместная работа и планирование концертов происходят "через факс". Оба считают себя в равной степени композиторами и исполнителями. В совей новой совместной работе они демонстрируют практически идентичный почерк. В цикле Ткаченко "AESTORIA" и пятичастном произведении Соболенко "ПАЕЦЦОЛИЯ" используются как ясные темы и блистательные ходы, так и такие затертые приемы, как глиссандо и кластеры, которые то погружают слушателей в глубокую меланхолию, то вновь возвращают их к динамично пульсирующей жизни. Все снова и снова вспыхивает танго, то господствуя, то почти исчезая из поля зрения: музыка души, полная печали и темперамента, свежая как спонтанная импровизация, своевольная в звучании, технически блистательная и всегда сыгранная душой. "Окружная газета". Люнебург, 15.09.1997 |
"Дуэт XXI-века" на службе танго-нуэво" Вне сомнения, аргентинское танго переживает в последние годы удивительный ренессанс, который выразился, с одной стороны, в переиздании бесчисленных записей ветеранов танго, таких как Карлос Гардель, а с другой стороны - в росте популярности авангардного направления - танго-нуэво, наиболее известным представителем которого стал умерший в 1992 г. Астор Пиаццола, который мало-помалу становится культовой фигурой в современной музыке. О том, сто танго - это больше, чем танцевальная музыка, исполненная странной печали, часто забывают в практике суперцивилизованного, лакированного исполнения, передающего пустую, хотя и привлекательную для слуха оболочку танго, за которой уже не ощущается пульсирующий в подсознании протест, яркие жизненные чувства. К счастью, совершенно иное впечатление произвело состоявшееся в среду в Культурном центре в Софиенхофе выступление "Дуэта XXI века" (Виктор Соболенко, виолончель, и Игорь Ткаченко, фортепиано), которые в своей программе "Вокруг танго" отдали долг памяти великого Пиаццолы. Музыканты исполнили не аранжировки произведений Пиаццолы, а собственные композиции, в которых дух танго-нуэво сочетается с достаточной самобытностью и характерной индивидуальностью дуэта. Несмотря на возникшую за четыре года совместной игры творческую близость, Ткаченко и Соболенко смогли сохранить ту исполнительскую спонтанность, которая позволяет вести напряженный, живой музыкальный разговор. В их совместном музицировании ощущалось удовольствие самих исполнителей от музыки - качество, слишком часто отсутствующее у профессионально концертирующих музыкантов. Не ограничивая себя узкими стилистическими рамками, Соболенко и Ткаченко воплощают в своей игре самую суть музыки. Отводя техническую виртуозность на второй план. Поэтому их программа "Вокруг танго" звучит так честно, заключая в себе и гротескную, карикатурную сторону музыки. Впечатление об огромном стилистическом диапазоне обоих музыкантов усилила третья часть концерта, в которой "на бис" был исполнен обширный цикл, в последних номерах которого вновь возник образ Пиаццолы. |
. |
Биография |
Видео |
Музыка
| Дискография | Пресса | Фотоальбом | Афиша | Музыкальные игры
| Воспоминания В. Соболенко
| Ссылки
| В Контакте
| Новая музыка
| Виртуальные альбомы
|